Центробанк даст банкам «длинные» деньги

27 августа 2012, 09:58, ИА Амител

Центробанк начинает замещать короткие cредства, впрыскиваемые в банковскую систему, более длинными. Регулятор урезает объем сделок РЕПО (кредитование банков под залог ценных бумаг): еще по состоянию на 27 июля 2012 года он достигал рекордных 1,78 трлн рублей, тогда как на текущий момент — 1,24 трлн.

При этом ЦБ стал более активно кредитовать банки под залог нерыночных активов. К ним относятся векселя, права требования по кредитным договорам, а также поручительства других кредитных организаций. Текущая задолженность игроков перед регулятором в рамках таких сделок достигла рекордных 670 млрд рублей, что почти вдвое больше показателей на начало года (на 1 января — 375 млрд). Это максимальный уровень с весны 2009 года, следует из данных, опубликованных на сайте ЦБ, которые приводят "Известия".

68% пришлось на госбанки

По данным регулятора, наиболее активно кредитуются под обеспечение нерыночными активами госбанки и банки с госучастием. Так, Сбербанк по состоянию на 1 августа занял у регулятора 177 млрд рублей, ВТБ — 170 млрд, Газпромбанк — 70 млрд, Связь-банк — 13,8 млрд, МСП-банк — 11,7 млрд, "Глобэкс" — 7,3 млрд. В числе лидеров гонки также Росбанк (16 млрд, "дочка" французской группы Societe Generale) и Юникредитбанк (14 млрд), принадлежащий итальянской Unicredit. На момент выхода материала Сбербанк, МСП-банк и "Глобэкс" отказались пояснить "Известиям", какие именно инструменты они отдают в залог, получая кредиты ЦБ.

В ВТБ сообщили, что занимают под "поручительства других кредитных организаций и требования по кредитным договорам". Связь-банк, Росбанк и Юникредитбанк ограничиваются поручительствами сторонних игроков. Газпромбанк передает ЦБ в обеспечение права требования по кредитам клиентам: "Кредиты юрлицам на 1 августа составляют более 1,5 трлн рублей, таким образом банком рефинансировано менее 5% портфеля".

 — Игроки направляют полученные средства в первую очередь на рефинансирование уже имеющейся задолженности перед регулятором, — комментирует замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. — Второе направление — наращивание кредитного портфеля. В-третьих, многие просто хотят подстраховаться на случай, если клиенты — крупные корпорации — изымут размещенные депозиты. Новой волны кризиса банки вряд ли ожидают: судя по фондовым индексам, ценам на нефть, макроэкономическим показателям, повода для паники нет. Наибольший спрос проявляют госбанки ввиду их размера.

Игрокам выгодно закладывать нерыночные активы, сохраняя у себя запас ликвидных бумаг, говорит Моисеев: "Резерв нужен им в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Говорить о буквальном замещении коротких денег длинными не вполне корректно, так как у регулятора есть инструмент недельного и годового РЕПО. Предлагая банкам кредиты под залог нерыночных активов, ЦБ исходит из структуры спроса".

Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий говорит, что кредитование под залог нерыночных активов повышает риски ЦБ. Также он отмечает, что снижение объемов средств, предоставляемых ЦБ банкам с помощью сделок РЕПО, при одновременном росте более дорогого кредитования под залог нерыночных активов способствует дефициту ликвидности и росту процентных ставок как по кредитам, так и по депозитам.

ЦБ против спекулянтов

Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что политика замещения сделок РЕПО кредитами под залог нерыночными активами — это очередное закручивание гаек регулятором.

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами, ЦБ выдает по фиксированным ставкам: на 90 дней — под 7% годовых, на 91–180 дней — под 7,5%, на 181–365 дней — под 8%. Получить средства в рамках сделок РЕПО дешевле: минимальная ставка аукционов однодневного РЕПО составляет 5,25% годовых, недельного — около 5,55%. Кредиты под нерыночные активы выдаются на срок от 31 до 90 дней.

По словам замначальника аналитического управления компании "Совлинк" Ольги Беленькой, логика регулятора понятна: ЦБ хочет пресечь спекулятивную активность банков и разрушить пирамиду РЕПО, которую игроки пытаются выстраивать. По словам эксперта, если ситуация стабилизируется и банки не пойдут далее "по следам Хеопса", регулятор успокоится и увеличит лимиты по сделкам РЕПО.

Смущает и другая деталь — что регулятор будет делать с неликвидными кредитами и векселями, если банки, которых он кредитует, не смогут погасить обязательства?

 — При РЕПО или ломбардном кредитовании хотя бы известно, что инструменты в залоге являются и надежными, и ликвидными, — поясняет старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — Сейчас, получив кредит, возможно, сомнительного качества, который будет затруднительно продать на рынке, ЦБ рискует остаться с необходимостью взыскания такого кредита. По сути, регулятор превращается в кредитора корпоративного сектора, то есть корпорации через принятый механизм получают доступ к государственным средствам, которые они, возможно, не смогли бы получить от частных коммерческих банков.

Собеседника "Известий" пугает и то, что ЦБ фактически в большом объеме эмитирует деньги и направляет их через госбанки в неназванные компании и под залог неизвестных активов. При этом единственным контролером всего процесса также выступает регулятор.

 — Получается, что проект любой стоимости и любого уровня рискованности (будь то ВПК или курорты Северного Кавказа, новая инфраструктура РЖД или освоение шельфовых месторождений) может получить сравнительно дешевое финансирование от ЦБ через госбанки независимо от наличия или отсутствия средств в бюджете, желания или возможностей рыночных кредиторов работать с такими рисками, экономической целесообразности или эффективности, — резюмирует Васин.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров