Граждане, желающие приютить приемного ребенка, должны проходить спецподготовку
12 октября 2012, 10:58, ИА Амител
- Раньше эта норма распространялась только на опекунов, сейчас же подготовку будут проходить и усыновители. Будущим приемным родителям необходимо по-настоящему быть готовыми к появлению в их семье ребенка и понимать всю степень ответственности, которую они на себя принимают.
- Неужели бывает по-другому?
- В основном в семьи берут детей до десяти лет. В региональном банке данных не зарегистрировано ни одного случая приема в семью ребенка старше этого возраста. Я понимаю, с чем это связано – все боятся различных подростковых проявлений. Но ведь ребенок растет и в любом случае достигнет подросткового возраста. Именно в это время чаще всего происходит трагедия – от него отказываются уже и приемные родители. Оговорюсь сразу, в Алтайском крае очень незначительное число отказов (менее одного процента от общего числа подопечных, что значительно меньше, чем по России). Тем не менее случаи такие есть. И мы считаем, что обязательная подготовка поможет избежать вторичного сиротства.
- На что при обучении обращается особое внимание?
- Одна из основных задач – информирование кандидатов о соблюдении прав ребенка, воспитывающегося в замещающей семье. Считается, что самое главное - чтобы ребенка любили. Однако, по мнению специалистов, приоритет должен быть за соблюдением прав приемного ребенка и пониманием собственной ответственности за его воспитание.
- Существует какая-то общая программа подготовки?
- Основной документ разработан Министерством образования и науки России. На его основе – программа в Алтайском крае. Она нацелена на решение таких задач, как выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание в семью ребенка, ознакомление их с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей, а также существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
В Алтайском крае по программе "Академия замещающей семьи" работают три центра, девять детских домов и одно учреждение дополнительного образования, которым переданы полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан. Реестр данных организаций размещен на странице "Счастливое детство – в семье" официального сайта Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Помимо специально организованной подготовки центры и службы сопровождения организуют работу со всеми субъектами семейного устройства и сопровождение замещающих семей на этапе адаптации и в трудных жизненных ситуациях. Ведь один специалист органов опеки не справится, когда семье требуется психологическая поддержка. Поэтому центры работают с разными специалистами и способны оказать помощь в ситуациях, которые могут привести к распаду семьи. В краевом и окружных центрах работают профессио-нальные психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, дефектологи, юрисконсульты, педиатры, психиатры – все те, кто оказывает квалифицированную профессиональную помощь замещающей семье.
- Кандидаты должны приезжать для прохождения подготовки в центры и детские дома?
- Да, при реализации новой программы, объем которой составляет 56 часов (40 - аудиторных и 16 - самостоятельной работы), граждане лично обращаются в центр. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, самостоятельно выбирают одну из форм подготовки: очную или очно-заочную. По итогам подготовки гражданин проходит собеседование в форме теста. При успешных результатах тестирования выдается документ установленного образца – свидетельство, которое представляется в органы опеки и попечительства.
- В законодательстве предусмотрены исключения для некоторых категорий граждан, принимающих ребенка в семью…
- На мой взгляд, освобождение от такой подготовки бабушек и дедушек – минус, поскольку, как ни парадоксально, основные отказы происходят как раз из семей родственников. Тем не менее законодательство предусматривает приоритетное устройство детей в семьи родственников. Таким образом, при невозможности воспитания в кровной семье ребята передаются в семью родственников и только если есть какие-либо препятствия (нежелание со стороны этих родственников принять ребенка или заключение органов опеки и попечительства о невозможности воспитания несовершеннолетних в этих семьях), дети отправляются в другие семьи или учреждения интернатного типа.
- Какие формы устройства детей популярны в нашем крае?
- Их у нас две. Это усыновление и опека. Причем последняя может быть возмездной (приемная семья) или безвозмездной. Отличие состоит в том, что в первом случае кроме пособия на ребенка выплачивается вознаграждение для родителей.
Опека - самая распространенная форма устройства детей в России. В прошлом году число приемных детей увеличилось по сравнению с предыдущим годом в два раза. Что касается развития института приемных семей, то долгое время в крае их было всего две, в 2007-м – 131, а на 1 января этого года - уже 269. В них воспитывается более 500 детей.
- Вы говорили, что самая востребованная категория детей – малыши до трех лет. Где воспитываются такие ребята, если мама еще не нашлась?
- В нашем крае есть два дома ребенка. Там и находятся малыши такого возраста, и не только оставшиеся без попечения родителей. Мамы, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут написать заявление, и до года ребенок может там находиться. Конечно, хотелось бы, чтобы мамы не попадали в такие ситуации. Однако они случаются, и эта мера позволяет сохранить кровную семью ребенку.
- В интернаты попадают и дети тех, кого лишили родительских прав. Есть какие-то результаты применения такой практики?
- Конечно. За последнее время стало больше кровных семей, в которые были возвращены дети. Это очень важно. Число детей, возвращенных из детских домов, тоже выросло. Например, в прошлом году в семьи переданы около 150 ребятишек, из них около 30 вернулись в кровные семьи. Мы стараемся следовать правилу: только если не получается сохранить кровную семью, направляем в замещающую.
* * *
Как стать семьёй
Некоторые будущие родители теряются в догадках, как все будет складываться, когда дома появится новый член семьи? Что говорят по этому поводу психологи?
Один из самых ответственных и волнительных моментов для родителей, усыновляющих ребенка, – первая встреча с малышом. У всех эта процедура происходит по-разному, но, несомненно, у обеих сторон знакомство вызывает бурю эмоций.
Через некоторое время после того, как вы забрали ребенка домой, вы можете почувствовать, что не испытываете никакой радости. Более того, вы можете испытать усталость, раздражение, у вас может появиться депрессия, вам может показаться, что вы совершенно не справляетесь с родительской ролью и не можете контролировать ситуацию. Это совершенно обычное явление, но не многие об этом говорят вслух. Вообще-то, нет ничего необычного в том, что у вас появляются такие ощущения, скорее это говорит о реакции на новую ситуацию в семье. Такое состояние присуще почти всем новоиспеченным родителям как приемных, так и родных детей.
Американский семейный терапевт Вирджиния Сатир сравнивает семью с весами. Если в семье появляется новый человек, весы сильно раскачиваются, пока не смогут снова уравновеситься, то есть до тех пор, пока все члены семьи не привыкнут к своим новым ролям и функциям. Пока это не произойдет, родители могут чувствовать себя неуютно, спрашивать себя, что же будет дальше. Постарайтесь успокоиться и поверить в то, что это временные ощущения. Попробуйте найти тех, кто усыновил ребенка. Они помогут вам взглянуть на свои чувства со стороны.
Комментарии 0