Новая Концепция нацбезопасности Грузии назвала главной опасностью – «агрессию со стороны России»

24 декабря 2011, 12:27, ИА Амител

Накануне, 23 декабря, парламент Грузии утвердил новую Концепцию национальной безопасности страны. Как заявил депутатам заместитель секретаря Совета национальной безопасности Бату Кутелия, представляя концепцию, в ней отражены те "измененные реалии", которые появились после августовской войны 2008 года, - пишет газета ВЗГЛЯД.

Среди главных угроз Грузии названы "оккупация территорий Грузии" Россией, "риск новой военной агрессии со стороны Российской Федерации" и "организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты".

В предыдущей концепции, принятой за три года до августовской войны 2008 года, говорилось, что возможность открытой агрессии против Грузии мала, но вооруженное нарушение границы и вторжение на территорию страны со стороны государственных и негосударственных сил реальны.

В концепции говорится, что "главной целью" Российской Федерации является "превращение Грузии в несостоявшееся государство", создание препятствий в реализации ее европейского и евроатлантического выбора и "возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путем".

Отсутствие международных миссий в Абхазии и Южной Осетии, говорится в документе, как и увеличение российских военных сил в этих регионах и невыполнение обязательств, взятых на себя по соглашению от 12 августа 2008 года о прекращении огня, наряду с отказом Москвы ответить аналогичными действиями на обещание Грузии о неприменении силы "представляют собой плацдарм для возможной очередной военной агрессии".

Однако в документе также говорится, что выраженная Грузии "международная поддержка", а также присутствие на контролируемой Грузией территории наблюдателей ЕС "являются значительным сдерживающим фактором этого риска".

В главе "Основные направления политики безопасности" отражены установки Тбилиси относительно северного соседа. В ней говорится, что Грузия желает иметь с Россией "основанные на принципах добрососедства и равноправия отношения".

Вместе с тем в документе подчеркивается, что этого "не произойдет без уважения Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Грузии и без начала процесса деоккупации". "Грузия за то, чтобы Российская Федерация превратилась в стабильную демократическую страну", – говорится в концепции.

В документе в отношении Северного Кавказа сказано, что "для Грузии особое значение имеет сформирование среды сотрудничества и мира в северокавказском регионе РФ".

"Грузия осознает необходимость углубления и развития отношений с проживающими на Северном Кавказе народами, которые будут способствовать повышению информированности проживающего там населения о целях и политическом курсе Грузии", – говорится в документе.

В той части, которая касается конфликтов на Кавказе, отмечается, что Россия пытается инспирировать негативные настроения к Грузии среди населения северокавказского региона.

В документе отдельная глава посвящается интеграции Грузии в НАТО и Евросоюз. Согласно концепции, это является "одним из главнейших приоритетов" внешней политики и национальной безопасности страны.

Кроме российского фактора, в документе также идет речь о возможном "переливании" конфликтов из соседних стран, что "является угрозой". В этом контексте документ упоминает нагорно-карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном и называет его "вызовом".

Отношениям Грузии со своими соседями в Южном Кавказе в части "Основных направлений политики безопасности Грузии" уделяется отдельная глава. Аналогично прежней концепции, и в новом документе также отношения с Азербайджаном называются "стратегическими".

Отношения с Арменией в документе оцениваются как "тесное партнерство". "Грузию с Азербайджаном и Арменией связывают традиционно добрососедские отношения", – говорится в концепции.

Согласно документу, "Грузия углубляет стратегическое партнерство" с США в соответствии с принципами, отраженными в Хартии стратегического партнерства между США и Грузией, которая была подписана в январе 2009 года. Концепция отмечает значение поддержки США в вопросе "деоккупации", а также значение помощи США в деле развития демократических институтов Грузии.

В тот же день МИД Абхазии выразил озабоченность в связи с одобренным сенатом США проектом расходов по национальной обороне на 2012 год, подразумевающим сотрудничество с режимом Михаила Саакашвили в сфере обороны.

"Принимая во внимание события 2008 года, а также продолжающиеся провокации со стороны Грузии, МИД Абхазии рассматривает данный проект как продолжение политики дестабилизации в регионе. Грузинская сторона, будучи участником Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе, категорически отказывается от подписания соглашений о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией", – отмечает МИД республики.

Частью проекта расходов по национальной обороне, одобренного ранее американским сенатом, является "Сотрудничество с Республикой Грузия в сфере обороны", которое предусматривает предоставление военной помощи для "защиты своего правительства, народа и суверенных территорий в соответствии с обязательством правительства Республики Грузия о неприменении силы".

В этом документе отмечается, что США должны призвать "страны – члены НАТО и страны-кандидаты возобновить и расширить продажу оборонительного вооружения и обслуживания" Грузии.

"Американские сенаторы, не пожелавшие сделать правильные выводы из событий августа 2008 года, должны понимать, что ответственность за возможные негативные последствия интенсивной милитаризации Грузии будут лежать и на руководстве США", – заявляют во внешнеполитическом ведомстве Абхазии.

Там полагают, что "расширение сотрудничества США с Грузией в сфере обороны повышает риск агрессивных действий, направленных на силовое разрешение конфликтов". МИД призвал США и их союзников "четко осознавать последствия дальнейшего военного оснащения и модернизации грузинской армии с точки зрения мира и стабильности в регионе".

Руководитель московского Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок отмечает, что после войны 2008 года в грузинской армии идет ускоренное перевооружение. По его словам, в первый год после войны стало ясно, что Грузия, которая рассчитывала на блицкриг, переоценила собственные возможности.

"За последние два года доля военной техники импортного производства увеличилась до 50%. Грузия получает много американских машин, которые США использовали в Афганистане и Ираке", – рассказал Цыганок газете ВЗГЛЯД.

Также заново формируются военно-морские силы, поскольку Россия в 2008 году уничтожила почти весь грузинский флот. При этом военный бюджет по-прежнему не увеличен. Если до войны он составлял 1 млрд 200 млн долларов, то сейчас держится на отметке в 600 млн долларов.

"В последние годы грузинская армия стала вести боевую подготовку следующим образом: 30% – на наступление, 30% – на оборону и 40% – ведение боя в окружении, что стало новым для армии. Военная доктрина Грузии изменилась в этом году. Тбилиси считает, что главный враг для нее – Россия", – сказал Цыганок, добавив, что стратегическими союзниками в регионе Грузия считает Азербайджан и Турцию, которая оказывает всяческое сотрудничество Тбилиси и "наводит порядок в грузинской армии".

Тем не менее, по словам эксперта, темпы перевооружения грузинской армии ниже, чем до 2008 года. "Грузия практически потеряла лучшие танки. В войне в основном использовались не модернизированные. Те, что были модернизированы – более 60 машин – попали в руки российских военных. Все эти танки были перевезены в Кубинку. Да, вооружений стало меньше, и я не думаю, что Грузия решится воевать с Россией – это бессмысленно. Это хорошо понимают в Тбилиси", – подытожил Цыганок.

Иллюстративное фото с сайта kavkasia.net.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров