Писатель Виктор Ерофеев: Если кто-то из наших получит Нобелевку, его просто разорвет от славы
11 октября 2012, 12:58, ИА Амител
— По правилам
Шведской академии, имена претендентов не разглашаются. Букмекеры же в
качестве наиболее вероятных кандидатов на победу называют японца Харуки
Мураками и венгра Петера Надаша. А может ли премия достаться российскому
автору?
— В России эту премию воспринимают гораздо более серьезно, чем в
других странах. Нам кажется, что это прямо Эверест литературных
возможностей. Отсюда и наш постоянный вопрос, кому бы из наших можно
было бы ее дать? Может, Искандеру, Битову или Ахмадуллиной,
когда она еще была жива. Мне кажется, этот ажиотаж какой-то
фетишистский. Мне он никогда не был симпатичным. Но все же эта премия поддерживает мировой престиж
литературы.
— Среди последних лауреатов Нобелевской премии такие
знаменитости, как Марио Варгас Льоса и Гарольд Пинтер, а также не столь
прославленные писатели — Герта Мюллер, Жан-Мари Гюстав Леклезио. Чем
руководствуются академики при выборе лауреата?
— За
последние лет 15 премия стала слишком политизирована. Надо сказать, что
Нобель изначально хотел давать премию писателям, которые ведут
гуманистическое направление. Из-за этого мы, например, оказались без
Нобелевки для Набокова, для Борхеса и сегодня совершенно явно проходим
мимо писателей, которые могли бы ее получить. Мишель Уэльбек
(французский писатель, лауреат Гонкуровской премии), к примеру,
наверняка никогда ее не получит. За то, что он, с точки зрения
академиков, антигуманист. В то же время в лауреаты попадают писатели,
имена которых ни о чем не говорят. Поощряются регионы, которые так или
иначе нужны для политической корректности. Это уже производит ломку
критериев.
— Разве критерии можно изменить?
—
Для начала — что такое гуманизм? Это понятие в XXI веке трудно
определить. Иногда резкая постановка вопроса гораздо гуманистичнее, чем
расплывчатые лирическо-романтические формулировки. К тому же видно, что
здесь разбрасываются сети политкорректности, которые не имеют отношения к
литературе. Нобелевская премия где-то надломилась.
— Не доверяете нобелевским академикам?
—
Я их знаю. Когда праздновалось 100 лет Нобелевской премии, я ездил в
Швецию и выступал с речью в том самом зале, где происходит церемония. И
жил в гостинице, где обычно поселяют лауреатов.
Потом члены
нобелевской академии мне шутя сказали: ты выступил, был прием в твою
честь, так что, считай, ты выступил в формате нобелевского лауреата,
только премии тебе никто не даст. Они достаточно бойкие ребята, но они
не туда завели эту премию. Кстати, они все говорят по-русски. Вообще,
то, что лауреата называют академики, не очень правильный литературный
ход. Академики позже всех приходят к признанию каких-то реальных
писателей. Академик следует за традицией, за признанием
общественно-политического значения. А писатель может быть вообще
непризнанным, это не его роль. Его роль — рассуждать о смысле жизни, а
не бороться за социализм шведского типа во всем мире.
— Как они подходят к своей работе — серьезно, торжественно или азартно?
— Торжественно. Это целый ритуал, целая мифология. Они очень высокого о себе мнения.
Мне они показались такой кастой. Но ко мне они оказались снисходительны, хотя о премии я говорил не всегда положительные вещи.
—
А они вас случаем до каких-то секретов не допустили? У них же там
архивы. Спустя 50 лет после вручения премии можно, наконец, узнать с кем
боролся с победу лауреат.
— Нет, до секретов не
допустили. Но должен сказать, что за ужином выпили они сильно. Выпили
своей шведской водки гораздо больше, чем я.
— Конкретные имена обсуждали?
— Никаких имен. Мы говорили об общей политике Нобелевской премии. Это вообще как до льда дотронуться.
— Но раз нобелевские судьи говорят по-русски, значит, все эти годы они рассматривают наших претендентов?
—
Да, думаю, что рассматривают. И, наверное, кто-то из наших получит,
слава богу. Но тут не надо предаваться фетишизму. Могу это себе
представить: если кто-то из наших получит, его просто разорвет от
славы. Я видел Бродского после Нобелевской премии, мы даже вместе
выступали в Канаде. Это все равно, что маршал Гречко получил звезду. Со
мной он был нормален. Но с людьми говорил ужасно. Говорят, Нобелевская
премия отнимает у человека талант. После Нобелевской премии мало кто
чего хорошего написал. Надо иметь чувство дисциплины, чтобы писать после
премии.
— C кем еще из нобелевских лауреатов вы общались? С Гюнтером Грассом?
—
Да, с Грассом. Но гораздо лучше, чем Грасса и Бродского, я знал Чеслава
Милоша. Вот Чеслав был нормальный человек. Он был сильнее этой
премии. Помню, он пришел ко мне на лекцию в Беркли, когда я читал
"Поминки по советской литературе". Американцы тогда очень плохо к этому
отнеслись. Они поняли, что теряют кафедру русской литературы, если там
такие поминки. И вот тогда Чеслав подошел и сказал: "Плюньте на них, это
мертвые люди". Я боюсь, что "мертвые люди" присуждают и Нобелевскую
премию.
Комментарии 0