РжЁмнемогЁм на здоровье: смех укрепляет дух
01 февраля 2013, 15:08, ИА Амител
"Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой...", - мудрая фраза из знаменитой песни подтверждается психологами. Действительно, самым полезным считается смех над собой. Если человек умеет это делать, значит ему удалось возвыситься над своими проблемами, взглянуть на них со стороны, тем самым избавляя себя от лишних переживаний и стресса, губительного для организма.
Считается, что основы современной смехотерапии были заложены в 70-е годы 20 века американским журналистом Норманом Казинсом, который провел над собой своеобразный эксперимент. В течение нескольких месяцев он смотрел много комедийные фильмом, читал сборники анекдотов и принимал витамины. "Супердоза витамина С и супердоза смеха" - такова формула счастливо оправдавшего себя метода лечения. Таким образом Норману удалось избавился от тяжелой болезни костей. Вскоре он организовал при Лос-Анджелеском университете кафедру изучения проблем смеха и лечения им пациентов.
Смех сквозь века
Впрочем, теория о том, что смех лечит, возникла давным давно. Еще Гиппократ в одном из своих сочинений рассматривал его как целебное средство. Лев Толстой полагал, что смех рождает бодрость, Максим Горький писал, что "умный смех — превосходный возбудитель энергии", а Фридрих Ницше советовал своим последователям: "Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, это отец скорби".
Живительные свойства смеха и улыбки - безграничны, и в 20 веке этому находят уже научные подтверждения. Ныне благодаря многочисленным исследованиям стало известно что:
- шутки и смех особенно положительно влияют на людей, страдающих заболеваниями, связанными с постоянными болевыми ощущениями. При этом смех улучшает общее состояние организма, облегчает лечение. - оптимизация дыхания в процессе смеха резко улучшает работу сердца, кровоснабжение мозга и других органов и тканей, нормализует работу кишечника и артериальное давление, стимулирует деятельность иммунной и нервной системы.
- смех повышает творческие способности и умение решать различные проблемы и даже улучшает внешний вид (тонизирует лицевые мышцы).
- при психических перегрузках стресс одинаково успешно снимается как адекватной физической работой, так и смехом (исследователи подсчитали, что минута смеха заменяет 25 минут аэробики).
Нечеловеческого смеха не бывает!
Смех с хохотом присущи исключительно человеку. Лишь его зачатки наблюдаются у некоторых обезьян, и в очень редких случаях намёки на него встречаются у собак.Однако и люди умению смеяться учатся не сразу. Первые 4-8 недель жизни малыш учится улыбаться, глядя на материнские глаза. В возрасте 2-3 месяцев дети начинают не только улыбаться, но и смеяться. К 6 годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день. По мере взросления, приспосабливаясь к поведению окружающих, человек постепенно снижает частоту улыбок в среднем до 15 раз в день. Подобное "поскучнение" порой является одной из причин частых болезней.
Смехотерапия как метод лечения
Один из основоположников психонейроиммунологии, невропатолог Барри Битман считает, что смехотерапия, значительно укрепляя иммунные функции, повышает тем самым уровень клеток и антител, борющихся со злокачественными образованиями, и к тому же создает отличную естественную защиту от тяжелых заболеваний. Его предположения подтверждаются результатами анализов крови больных до, в процессе и после просмотра юмористических фильмов.
В настоящее время выделяют три направления геотологии (смехотерапии).
- Классическая смехотерапия — проведение психологом индивидуальных или групповых занятий, на которых люди рассказывают анекдоты, курьезные случаи, смотрят комедии.
- "Йога смеха"- комплекс очень простых упражнений, придуманных индийским врачом - Мадан Катариа. Во время такой йоги тренируется привычка смеяться спокойно, естественно и спонтанно.
- Больничная клоунада — метод, получающий все более широкое распространение по всему миру и наиболее подходящий для помощи тяжелобольным детям.
Больничные клоуны all over the world
Существуют гравюры XIX века с изображением больничных палат, где лежат дети. Вокруг малышей бегают клоуны на ходулях и жонглеры - так что клоунотерапия применяется уже давно. Но отцами-основателями больничной клоунады считаются наши современники - Майкл Кристенсен и Пэтч Адамс.
В начале 1980-х годов директор американского цирка Big Apple Майкл Кристенсен организовал "Скорую помощь клоунов". Цирковые артисты стали посещать детей с онкологическими заболеваниями, и вскоре врачи заметили, что визит клоуна в разы повышал шансы на выздоровление ребёнка. После того, как о Кристенсене пару раз написали в газетах, больничные добровольцы появились чуть ли не в каждом из пятидесяти штатов. А позже смехотерапией увлеклись и другие страны. А в Израиле в городе Хайфа даже есть университет с факультетом "Клоунады", где студенты учатся в течение трех лет, получают диплом, а потом идут работать в больницы.
1998 году в США был снят художественный фильм по биографии второго знаменитого больничного клоуна Пэтча Адамса. Главную роль в картине "Целитель Адамс" сыграл Робин Уильямс. Это история о том, как человек в глубокой депрессии и с мыслями о самоубийстве попадает в психиатрическую клинику. У врачей не получается излечить его от тоски и чувства безнадежности, но его спасают... пациенты. Они помогают взглянуть на себя со стороны, улыбнуться, и смех помогает ему излечиться! Хантер Адамс получил имя Пэтч (англ. "заплатка") от пациентов той самой психиатрической клиники, где некогда проходил лечение. Однажды он залепил протекающую чашку наклейкой, чем рассмешил окружающих. С тех пор в его жизни нет места грусти. Уже в зрелом возрасте Адамс получил медицинское образование и начинал помогать людям. В Вирджинии он создал на спонсорские деньги клинику, где лечит людей бесплатно, применяя к пациентам индивидуальный подход и используя смехотерапию. Уже более 11 лет Адамс ездит по разным странам и смешит больных детей.
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ:
Вадим Булавнов, к.м.н., старший научный сотрудник Московского НИИ Психиатрии:
Любая позитивная эмоция для ребенка, особенно в условиях больницы - это большой плюс, поскольку многие из этих детей оторваны от родителей и мало общаются со сверстниками. Это психотравмирующий фактор, который очень сильно влияет на детей, часто склонных в условиях болезни и стресса закрываться психологически и скрывать свои переживания. Благодаря визитам клоунов обстановка в больничных стенах становится более неформальной. К тому же любая информация в игровой форме детьми воспринимается лучше. Естественно, внешний вид клоунов не должен пугать. Но в некоторых случаях даже если ребенок изначально пугается, все равно это может послужить позитивным фактором, снимающим напряжение и тревогу. Страх - минутная реакция, а дальше, если клоун ведет себя правильно и умеет расположить к себе и рассмешить малыша, то испуг улетучивается, и вся эта ситуация помогает преодолению фобий, страхов, не только перед клоуном, но и перед болезнью и болью. Клоуны заряжают позитивными эмоциями, а это улучшает способствует выработке биологически активных веществ, эндарфинов, улучшает двигательные реакции и даже способствует лучшей работе имунной системы - все это большое подспорье для стабилизации психической деятельности ребенка, для устранения болевых ощущений, физических и даже морфологический нарушений - а от этого часто напрямую зависит скорейшее выздоровление.
Лариса Дышленко, психолог:
Малышам очень важно хотя бы периодически забывать о том, что они находятся в медучреждении. Дети начинают понимать, что они все еще умеют радоваться, что они не одни, что жизнь не проходит мимо. Да и просто улыбка даже на уровне работы мимических мышц - это уже полезно!
И если представить, что есть два ребенка с одинаковым заболеваниями и равными шансами выжить, то разумеется, что вероятность выздоровление будет выше у того, кто не пребывает в одиночестве в унылой палате, а общается с больничными клоунами, смеется, получает в подарок яркие игрушки. Клоунотерапия - это не только лечение смехом, это и арт-терапия. Благодаря улыбке и ярким цветам, ребенок начинает испытывать ощущения из той, привычной жизни, которой живут большинство здоровых детей, эмоции, которых очень не хватает тяжелобольным деткам.
Комментарии 0