Сегодня алтайскому прототипу болгарского памятника «Алеша», Алексею Скурлатову, исполняется 85 лет
30 марта 2007, 08:17, ИА Амител
Сегодня, 30 марта, исполняется 85 лет прототипу знаменитого памятника "Алеша", стоящему на холме Освободителей в болгарском городе Пловдиве, уроженцу села Налобиха Косихинского района Алтайского края, Алексею Скурлатову, - сообщает "Алтайская правда".
Этот памятник согласно военной энциклопедии был открыт в 1957 году (скульптор В.Радославов и другие, архитектор Н.Марангозов и др.). Имя "Алеша", установившееся в Болгарии за основной частью памятника - гранитной фигурой воина, воплощает собирательный образ советского солдата-освободителя. Прообразом памятника и стал солдат с Алтая.
Вот что рассказывает об этом корреспондент "Алтайской правды": "Вспоминаю врезавшийся в память апрель 1974 года. Еду в командировку, читаю купленный в дорогу мартовский номер журнала "Огонек" (он у меня хранится и по сей день), вчитываюсь в письмо, озаглавленное "Алеша". Автор письма - болгарин Методи Витанов, житель болгарского города Пловдива, писал о том, что в сентябре 1944 года он работал на почтамте и познакомился с бойцами из роты связи капитана Калашникова - Ваней, Мишей и Алешей. Ваня - худенький, небольшого роста, Миша - высокий, всегда с улыбкой. Отличался Алеша - рослый, плечистый, с русым чубом и чистыми синими глазами, весельчак, родом, кажется, из Барнаула.
Прошло более десяти послевоенных лет. В Пловдиве осуществилась мечта болгар - возвести памятник советскому воину. В 1957 году состоялось его открытие. Методи Витанов рассказал зодчим о русском друге Алеше. Имя полюбилось строителям, и весь Пловдив стал называть монумент ласковым и красивым русским именем Алеша.
Методи Витанов просил читателей "Огонька" помочь ему отыскать Ваню, Мишу и Алешу. В поиски включились следопыты многих городов, но безуспешно. Прошло еще несколько лет. В 1981 году Леонид Голубев из Свердловска прислал в "Алтайскую правду" письмо: "Отдыхая на курорте Белокуриха, во время передачи по радио песни "Алеша", услышал от соседа по комнате, что Алеша, в честь которого названы памятник и песня, живет в селе Налобиха Косихинского района, это Алексей Иванович Скурлатов".
Я тогда вспомнил публикацию в "Огоньке" и решил увидеть живого Алешу. Так в номерах "Алтайской правды" 8 и 9 мая появился очерк "И памятник, и песню назвали Алешей". Так, спустя 25 лет после открытия памятника было обнародовано настоящее имя воина, воплощенного в граните.
Болгарское телевидение создало фильм об Алеше. Алексей Иванович Скурлатов стал получать сотни писем со всех концов России и Болгарии, его приглашали на встречи учащиеся школ и студенты вузов. А затем состоялась его поездка в Болгарию, где произошла трогательная встреча с Методи Витановым. И вот памятник: в граните навечно застыл 22-летний солдат, а рядом стоит он, живой Алеша, только ему уже 60. И русский, и болгарин возложили цветы к памятнику.
Но через нескольку лет наступили смутные времена, распались СССР и весь социалистический лaгepь. В Болгарии развернулась кампания за разрушение памятника "Алеша"... В то же время в Болгарии был создан общественный комитет в защиту памятника, против решения городского собрания депутатов снести памятник как символ оккупационной армии. А ведь в 1967 году этот же самый горсовет принял решение утвердить песню "Алеша" гимном Пловдива. И каждое утро радиостанция Пловдива начинала передачи песней о русском солдате Алеше.
И народ победил: демонтаж памятника не состоялся. "Алеша" не дрогнул. Стоит он до сих пор на холме Освободителей, и защищает его любовь жителей Пловдива".
Комментарии 0