У нарушителей ПДД предлагают конфисковывать машины

24 августа 2012, 09:29, ИА Амител

Возможно, что в скором времени за грубые нарушения у автолюбителей будут не только отбирать права, но и машины. По крайней мере, с такой инициативой выступил начальник управления ГИБДД Свердловской области Юрий Демин. Об этом сообщает "СП".

Уральские полицейские уже внесли это предложение в местную Думу. Законодатели отнеслись к ней благосклонно и, не исключено, осенью примут соответствующий закон. После этого он попадёт в Госдуму РФ и может стать общероссийским.

По мнению свердловских гаишников, проблема в том, что само по себе лишение злостных нарушителей прав не приносит должного результата. Особенно в тех случаях, когда водитель лишён прав на 20 и более лет (пока зафиксированный в России рекорд – лишение прав на 80 лет). Таким "лишенцам" прав, по сути, уже не видать. А продолжать испытывать острые ощущения за рулём многим хочется. Вот и получается, что на дорогах всё больше нарушителей, которые водят машину без прав. Поможет ли конфискация автомобилей у таких "водителей" улучшить ситуацию на дорогах?

- Пока предложение уральских полицейских - не более, чем идея. Непонятно, по каким критериям, за какие нарушения будут конфисковывать машины, - рассуждает председатель движения автомобилистов "Свобода выбора", депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. – На мой взгляд, единственная ситуация, при которой конфискация машины будет уместна, – неоднократное управление транспортным средством в состоянии опьянения.

За это нарушение, я считаю, в принципе надо ужесточать наказание. Но только после того, как будет изменён сам критерий, фиксирующий факт опьянения. Сейчас трезвый человек - это тот, у кого в крови ноль промилле алкоголя. Но это несправедливо и противоречит как здравому смыслу, так и объективным научным данным. Поэтому у нас порой оказываются лишёнными прав люди, которые вообще не берут в рот алкоголь, потому что в зачёт идут сотые доли промилле. Вот после того, как мы всё-таки определим, что считать опьянением за рулём, будем ужесточать ответственность. Например, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде можно наказывать либо лишением свободы на реальный и конкретно обозначенный срок, либо конфисковать автомобиль по решению суда.

А что касается нарушения других правил дорожного движения, то здесь конфискация машины должна применяться лишь в самых крайних случаях. Наказание необходимо ставить в зависимость от количества предыдущих нарушений. Понятно, что если человек 30 раз в год платит минимальный штраф по 100 рублей за нарушения ПДД, меры воздействия не достигают цели. Закон по-прежнему нарушается. Поэтому должна быть разработана шкала прогрессивных штрафов для автомобильных рецидивистов.

При этом лишать автомобиля за то, что человек три раза за год превысил допустимую скорость, неправильно. А вот к тем, кто сто раз был замечен в этом за год (а у нас есть такие примеры), можно будет применять и такую меру. Но и здесь должна быть разработана некая процедура, учитывающая самые разные факторы. Скажем, одну машину в семье водят и муж, и жена. При этом жена - безупречный водитель. Как тут быть? Возможно, должна выплачиваться какая-то компенсация родственникам за конфискованный автомобиль…

Что касается тех, кто даёт свою машину водить по доверенности, я всегда выступал за консолидированную ответственность как нарушителя, так и того, кто предоставил автомобиль человеку, представляющему опасность для общества. Он должен расплачиваться. В том числе - и своей собственностью.

Есть идея и конфискации автомобилей у "бомбил", которую я поддерживаю. Ведь люди не платят налогов – серьёзное преступление. За это даже известных мафиози сажали, к которым не могли придраться по другому поводу. К тому же такой нарушитель не отвечает ни за жизнь, ни за здоровье своих клиентов. Возможно, эта мера будет также обсуждаться в Госдуме…

"СП": - Может ли конфискация автомобиля остановить "отмороженных" водителей?

- Да, у нас много людей, которые ездят без прав. Это становится недоброй традицией, особенно среди молодёжи. Можно встретить обсуждения на сайтах, где люди хвалятся друг перед другом: на сколько лет их лишили прав? Бывает, что по совокупности нарушений - на 30-40 лет. Известен случай, когда один подлец регулярно ездил пьяный. Был лишён прав, но всё равно продолжал водить машину, пока не отправил на тот свет шестерых молодых людей, курсантов Рязанского воздушно-десантного училища. Вот таких, кто напрочь игнорирует закон, надо наказывать самым серьёзным образом. И чем раньше у них отнять машину, тем лучше.

"СП": - Сегодня отняли, а завтра он пошёл и купил за 20 тысяч развалюху. И снова разъезжает. Да ещё на аварийном автомобиле…

- Ну это всё-таки не килограмм яблок за углом купить. Здесь много хлопот. Машину надо зарегистрировать. Даже то, что такой злостный нарушитель какое-то время не будет представлять опасность для окружающих, уже хорошо.

Иное мнение высказал председатель Общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин

- Это предложение антиконституционное. Лишать собственности можно только по суду и только за очень серьёзные преступления. У нас даже в качестве уголовного наказания конфискация применяется очень ограниченно. А здесь речь об административных нарушениях. Во-вторых, это неэффективная мера. Нарушитель может ездить по доверенности. И я не считаю, что собственник, не нарушавший правил дорожного движения, должен таким серьёзным образом расплачиваться за свою доверчивость. У нас в законодательстве существует принцип личной вины.

В целом данное предложение показывает лишь несостоятельность руководителя ГИБДД Свердловской области. Единственное положительное следствие этой инициативы, на мой взгляд, должно быть в том, чтобы отстранить его от должности.

"СП": - Как тогда можно решить проблему "езды без прав и правил"?

- Во-первых, не надо лишать прав на такие огромные сроки, как сейчас. Если человека в совокупности "отлучают от машины" на 15-20 лет, он воспринимает это как пожизненный срок. Поэтому надо более разумно использовать данную меру. Есть административный арест. В конце концов можно рассмотреть вопрос об уголовной ответственности для тех, кто ведёт себя на дорогах совсем безобразно. И не надо думать, что с помощью какого-то универсального наказания можно остановить беспредел. У нас сегодня люди садятся за руль, понимая, что могут сбить насмерть человека и угодить за решётку на 9 лет. И это их не останавливает. Проблема не в наказании, а в комплексе факторов, в том числе, в неэффективности работы ГИБДД.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров