«Машину мне!»: нелегкие будни барнаульских таксистов

26 августа 2009, 17:07, ИА Амител

Почему таксисты не любят ремни безопасности?, - журналисты газеты "Вечерний Барнаул"решили взглянуть на эту профессию с трех позиций – со стороны диспетчера, водителя и, конечно же, пассажира. таксист, иллюстративное фото

…глазами диспетчера

Ольга Плотникова три года проработала диспетчером в такси. Устроилась через биржу труда. Ее карьера начиналась в такси "Бис" (ныне "Тройка" и "32"). Набирали девушек даже без опыта. Ольга была одной из них. В "Бисе" девушки проходили курс обучения, а потом уже садились за рацию. Затем решила поменять место работы и попыталась устроиться в "Эконом-такси". Но проработала там не больше недели – не понравилось. В конце концов устроилась в такси "Ягуар".

Как оказалось, комфортность работы диспетчера такси напрямую зависит от клиентов. Люди бывают разные, в основном воспитанные и вежливые, но и грубиянов хватает.

- С одними поговоришь, – рассказывает Ольга, – и потом весь день приятно работать. Вежливые, общительные. Особенно приятно, если поздравляют с праздниками. Когда я только начинала работать в "Ягуаре" у нас постоянно заказывала машину девушка. Насколько я помню, она ездила с улицы Крупской. Всегда вежливо здоровалась с нами, желала удачного дня, прощалась. С такими людьми очень приятно работать.

Бывает и наоборот. Грубо разговаривают, – продолжает диспетчер, – не здороваются, не благодарят – как будто и слов таких не знают. Бывает, просто говорят: "Машину мне!" – и все. Или просто невоспитанные, или выше других себя ставят.

Как я заметила, грубо ведут себя в основном женщины, особенно нетрезвые. Наверное, жить скучно, вот и скандалят. От таких достается сначала диспетчеру, а потом уже и водитель наслушается грубостей и оскорблений. В принципе, нетрезвые пассажиры – это привычное явление в любой день, не только по выходным. В начале дня нечасто бывают такие клиенты. А вот ближе к вечеру и ночью трезвый пассажир – редкость.

Ольга рассказывает, что нередко дамы подшофе путают адреса. Был случай: женщина назвала не тот адрес. Такси очень быстро приехало на место, а ее нет. Через некоторое время женщина позвонила в диспетчерскую и начала кричать и оскорблять девушку из-за того, что машины все еще нет. Стала требовать начальство, пообещала, что диспетчера уволят. Когда стали уточнять адрес, оказалось, что она стоит на одном месте, а машину вызвала совершенно по другому адресу. Извинений от нее, конечно, не услышали.

Один мужчина навеселе позвонил и потребовал "тачку". Ольга сказала, что "тачек" у них нет. Опешивший мужчина положил трубку. Через минуту он перезвонил и стал ругаться, говорить, что его не хотят обслуживать. Девушка объяснила, что в такси не "тачки", а машины. Клиент все понял, сразу же извинился и попросил машину.

- Есть люди и воспитанные, – говорит Ольга, – которые хоть и повздорят, но потом извиняются. Однажды из ресторана уезжала компания, им нужно было заехать по нескольким адресам. Молодых людей не устроила цена, которую запросил водитель. Они стали с ним ругаться, звонить в диспетчерскую. Я поговорила с водителем, тот сбросил цену и извинился перед пассажирами. На следующее утро эти молодые люди приехали к офису, извинились передо мной и подарили огромный букет белых хризантем. Нам вообще часто передают через водителей конфеты, шоколадки, цветы. Был случай: клиент сильно нагрубил диспетчеру, потом долго извинялся и говорил, что что-нибудь передаст. Часа через полтора в диспетчерскую зашел водитель с очень хорошим вином и дорогими конфетами от этого человека.

Ольга рассказывает, что нередко клиенты заказывают машины сразу в нескольких фирмах или заказывают по телефону и одновременно ловят такси на дороге. Уезжают и не перезванивают, чтобы отменить заказ. А водители могут ехать на вызов с другого конца города: пустая трата времени, денег и, главное, нервов.

Водители тоже ведут себя по-разному. Понятно, что у них работа тяжелая, нервная. Но на диспетчерах-то зачем срываться. Бывает, что водители грубят, говорят обидные вещи диспетчерам. А это слышат таксисты всего города. Сложно здесь удержаться от ответных грубостей и разговаривать спокойно, тем более, если день был тяжелый.

Хороших водителей у нас, конечно, гораздо больше. Утром всегда здороваются, желают удачного рабочего дня, говорят комплименты. Даже радуешься, когда они выходят, и настроение сразу улучшается. Таксисты часто привозят диспетчерам шоколадки, конфеты, торты, пирожные. А если уж день рождения или 8 Марта, то и вовсе подарками завалят.

Некоторые из водителей становятся очень близкими друзьями. Я вот среди таких могу назвать, например, Сашу. Мы с ним еще в "Бисе" вместе работали. Он часто писал нам в "Бисе" замечательные стихи. Еще Витя – очень интересный и умный человек. Он очень отзывчивый: в любой момент может приехать и бесплатно довезти куда нужно.

Иногда на нашу волну пробиваются таксисты из других фирм. Мешают работать и водителям, и диспетчерам. Говорят всякие грубости, скандалят. Бывает, что наши водители не выдерживают, и начинается перебранка. Временами специально звонят в офис и донимают диспетчеров, пытаются вывести из себя, сорвать работу. Скорее всего, это конкуренты: хотят, чтобы все хорошие диспетчеры уволились. Испортить репутацию – самый лучший способ избавления от конкурентной фирмы.

…водителя

Александр Власов работает в такси с 2004 года. За время своей бытности таксистом он поменял не одну фирму.

По словам Александра, сейчас тяжелое время для таксистов. Для такого маленького города, как Барнаул, действует слишком много фирм, около восьмидесяти. В Новосибирске, например, закрыли все фирмы и оставили только три или четыре, а частников "посадили" на лицензию. И органы правопорядка следят, чтобы таксисты ничего не нарушали. У нас же, можно сказать, таксисты сами себя возят. Наравне с уже существующими открываются много новых дешевых такси, но они не рассчитывают свои силы и вскоре разоряются. К тому же, в новые фирмы приходят в основном непрофессионалы. Бывает, что и город не знают.

- Когда я пришел в такси, – рассказывает Александр, – три дня стажировался. Я ездил с таксистом, учился, как обращаться с рациями, как правильно давать позывной, учился общаться с пассажирами. Только потом сам сел за руль. Сейчас даже стажировку не проходят. Пришли, шашку на крышу – и вперед. И сервис во многих фирмах плохой: машины грязные, водители неопрятные, в салонах накурено.

Александр уверен, что в Барнауле нужно организовать официальное трудоустройство, соцпакет, страховку для таксистов – у нас этого практически нет.

- Многие думают, – продолжает он, – что таксисты в деньгах спят. Но так было раньше, когда цена километра проезда равнялась цене литра бензина. Если сейчас сделать такой же тариф и поставить нормальные таксометры, которые считают и проезд, и стоянки, и пробки, то таксисты начнут нормально зарабатывать. В цену проезда должны быть включены бензин, амортизация автомобиля, нужды фирмы, зарплата водителя. Вот и получается, что нам практически ничего не остается. Сейчас многие стали уходить из такси. А так, таксисты работают сразу в нескольких фирмах, не отдыхают, сильно устают, становятся невнимательными. Контроля медицинского нет перед выходом на работу, вот и случаются аварии. А деваться некуда – зарабатывать нужно. Сейчас бензин дорожает, проезд на городском транспорте дорожает, а у нас проезд очень дешевый. Тем не менее клиенты часто за каждую десятку скандалят. Иногда просто убегают не заплатив.

- Да и профессия у нас опасная, – продолжает таксист, – нередко на водителей нападают. Не так давно убили молодого парня. Ему было восемнадцать лет, он только устроился в такси. Его придавили ремнем безопасности и зарезали. Взяли только рацию и телефон, а парня больше нет. Вообще, я думаю, надо отменить штрафы за ремень безопасности у водителей такси. Ведь это не единичный случай: часто ремнями и душат, и прижимают, а потом режут. Вот одному водителю спасло жизнь то, что он был не пристегнут. Когда на него напали, он просто выскочил из машины. Если бы был пристегнут, его бы убили. Вообще случаев таких много. Было дело, машину битами разбили. У нас на всякий случай в машине есть что-нибудь, чтобы защититься: газовый баллончик, бита, пневматический пистолет, нож.

Я даже знаменитостей возил! Стоял один раз у клуба "Точка". Смотрю, лицо знакомое, глазам своим не верю – Гоша Куценко! И ко мне идет! Подходит он, Дмитрий Марьянов и еще кто-то, не помню. Ну, конечно, довез их до места, поговорили. Город наш им очень понравился.

Недавно меня звали на старое место работы. Но я считаю, что возвращаться нельзя и двигаться нужно только вперед.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров