Минэкономразвития предлагает за счет бюджета обучать чиновников за рубежом

17 января 2011, 07:20, ИА Амител

"Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года", написанная в Минэкономразвития (МЭР), представила оригинальный способ расходования бюджетных средств. В частности, как пишет Независимая газета, в 2011 году у российских чиновников может появиться новая льгота - двухлетний заграничный отпуск с сохранением должности и заработка для учебы в иностранных университетах.

Конкретные выгоды для экономики или общества от заграничных отпусков чиновников в стратегии не разъясняются. Новые дорогостоящие льготы за счет налогоплательщиков, которые часто не могут позволить себе нормального образования даже на родине, часть экспертов посчитали как минимум "странной мерой". Другие экономисты усмотрели в заграничных отпусках признаки реализации президентского курса на оптимизацию численности госаппарата.
В наступившем году МЭР активно занялось лоббированием следующего после "Концепции долгосрочного социально-экономического развития России" (КДР) стратегического документа общегосударственного масштаба. Не отрицая, что КДР требует существенной доработки и корректировки, чиновники при этом успели набросать новые ориентиры экономического развития страны.
МЭР обнародовало проект "Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года". Основной вопрос, на который отвечает эта стратегия: как создать в стране пока что недостижимую инновационную экономику? МЭР отвечает: необходимо сформировать инновационного человека - гибкого, адаптирующегося к новым вызовам времени и склонного к постоянному самообразованию гражданина. Также нужно создать в стране инновационное качественное образование; инновационную научную и деловую среду, благоприятную для инновационного бизнеса; инновационное государственное управление.
Примечательно, что у независимых экспертов наибольший интерес вызвал последний пункт. Действительно, именно власть - закосневшая, забронзовевшая, больная коррупцией - пока что является главным тормозом на пути диверсификации экономики, модернизации бюрократического государственного аппарата и его адаптации к современным потребностям главного потребителя госуслуг - гражданина России.
По версии ведомства Эльвиры Набиуллиной, помогут оздоровить госуправление в стране следующие меры. Первая - стимулирование сотрудников госорганов к повышению квалификации. В стране, обещает МЭР, за период до 2020 года будут созданы "возможности для получения госслужащими длительных - до двух лет - отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре, по программам второго высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах".
Вторая - обеспечение открытости государственной власти РФ для внешнего мира. Органы власти, ответственные за выработку политики, должны создать к 2012 году полноценные англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет. Предполагается перевод на иностранный язык федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в РФ. Наконец, поспособствует открытости российской власти и внедрение такого обязательного требования к чиновникам, которые претендуют занять высокий государственный пост, как свободное владение иностранным языком.
Другими словами, МЭР предлагает превратить российских чиновников в "инновационных людей" за счет бюджетных средств - средств тех налогоплательщиков, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе качественное высшее образование не только за рубежом, но даже и в самой России. Оплачиваемый государством двухлетний учебный заграничный отпуск станет теперь чуть ли не почетной обязанностью каждого чиновника.
МЭР наметило следующие целевые индикаторы реализации новой стратегии. К 2020 году свободно владеть хотя бы одним иностранным языком в России должны 20% чиновников. Ежегодно получать дополнительное образование за рубежом через 10 лет должны будут 3% чиновников (сегодня таковых насчитывается 0,01%). Доля лиц, занимающих высокие руководящие посты и получивших при этом высшее профессиональное образование за рубежом, должна возрасти с сегодняшних 0,5% до 12% к 2020 году.
И, по сути, кроме этих планов по наращиванию численности образованных чиновников, в стратегии нет никаких четких индикаторов и показателей, доказывающих конкретную пользу от полученного чиновниками зарубежного образования для российского общества и бизнеса. В ней есть лишь абстрактные рассуждения, больше подходящие для философского утопического трактата, об инновационном пути России, - отмечает издание.

Привязок же к реальной российской практике госуправления, к влиянию отпусков чиновников на ВВП, на инвестиционный климат, на темпы сокращения коррупционной нагрузки на бизнес в проекте документа не содержится.
При этом, напомним, КДР, написанная около трех лет назад, несмотря на недочеты, все-таки описывала хоть какие-то конкретные стратегические цели. Среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности должен был достичь к 2020 году 20-30 тыс. долл. Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна была составить не менее 17-20% к 2020 году. Вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП ожидался на уровне 2,5-3 процентных пунктов. Среднемесячная заработная плата планировалась в размере более 2000 долл. к 2020 году.
Но теперь, спустя три года, власть отказалась от такой ответственности за свои планы. Получается, что она не хочет больше брать на себя конкретные, выраженные в количественных показателях и легко проверяемые обязательства по улучшению российской экономики.
Независимые эксперты напомнили: в условиях, когда Россия вынуждена бороться с бюджетным дефицитом, обучение чиновников за границей за государственный счет выглядит как минимум странно. "В стране действительно мало управленцев высшего и среднего уровня с зарубежными дипломами. Но предлагаемая мера вряд ли существенно улучшит качество госуправления", - считает эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева. Чтобы обеспечить страну квалифицированными управленцами, нужно улучшать качество преподавания в российских вузах. "Трудоустройство же на госслужбу должно происходить действительно по конкурсу, а не через связи и знакомства, тогда и качество управления в России заметно повысится".
Однако некоторые эксперты считают, что инициатива МЭРа вовсе не так уж экстравагантна. Она вполне укладывается в провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым курс на сокращение численности чиновничьего класса в РФ. "Данная стратегия направлена, прежде всего, на оптимизацию численности работников госслужбы. Ведь без значительного повышения уровня профессионализма служащих эта оптимизация практически невозможна", - говорит руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании "Интерком-Аудит" Андрей Приходько. Так что, видимо, сэкономленные на уволенных чиновниках деньги пойдут вовсе не на покрытие бюджетной дыры, а на интеллектуальное развитие уцелевших после "чистки" служащих.
В то же время гендиректор компании "ФинЭкспертиза Консалтинг" Дмитрий Шустерняк обращает внимание, что, согласно стратегии, речь все-таки не идет о получении дополнительного высшего образования чиновниками исключительно за рубежом.

"Такая возможность предусмотрена проектом, но это не обязательная опция". Шустерняк усмотрел ключевую проблему стратегии в ином - в коррупционной составляющей. "Может оказаться, что дорогое образование начнут за государственный счет получать дети чиновников и их родственники. Поэтому нужна абсолютно открытая процедура конкурсного отбора тех чиновников, которые будут получать дополнительное образование за счет бюджета", - резюмирует эксперт.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров