Минобрнауки возьмет в долг 10 млрд рублей на подготовку рабочих

02 апреля 2014, 11:23, ИА Амител

Министерство образования и науки договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), являющимся кредитным учреждением Всемирного банка (специализированное учреждение ООН), о предоставлении возвратных средств в размере 10 млрд рублей на реализацию совместного проекта подготовки рабочих кадров (выпускники колледжей и ПТУ) для социально-экономического развития регионов. Проект будет осуществляться в рамках стратегии инновационного развития России до 2020 года и стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в России до 2020 года.

Как рассказала "Известиям" директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталия Золотарева, с МБРР в проект придут не только финансовые ресурсы, но и люди с огромным опытом реализации подобных программ как в России, так и в других странах мира.

— Взаимодействие России со Всемирным банком выстраивается в рамках специального документа — совместной Стратегии партнерства, которая разрабатывается Российской Федерацией и Всемирным банком, определяя основные направление и проекты для сотрудничества, в том числе и программу заимствований. Одна из четырех ведущих тем текущей Стратегии на 2012–2106 годы особое внимание уделяет развитию человеческого потенциала в России, — говорит Золотарева.

Директор профильного департамента ведомства также отметила, что Всемирный банк с интересом относится к проектам, требующим непростых комплексных решений, к проектам, в которых требуется соединить лучший международный опыт с опытом накопленным в странах с учетом и того задела, который существует в регионах.

10 млрд планируется потратить на разработку новых образовательных программ обучения в ПТУ и колледжах, привлечение работодателей путем внедрения и развития практики создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций, а также на подготовку и повышение квалификации преподавателей. Помимо этого планируется увеличение практической части профессионального образования примерно до 80% всего обучения в стенах учебного заведения и организация программы стажировок для обучения экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей, студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии, Швейцарии.

Кроме этого, часть денег планируется пустить на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий, например в WorldSkills Russia (WSR) и WorldSkills International (WSI).

— По итогам сравнения стандартов WSI с образовательными стандартами начального, среднего и высшего образования в России получилось, что зарубежные стандарты включают все эти три уровня. Выходит, что значительная часть нашего высшего образования — это в действительности среднее профессиональное образование по меркам WSI, — отметила Золотарева.

Напомним, что в 2019 году WorldSkills International пройдет на территории России. Пока самым вероятным местом проведения остается Казань, где проводилась Всемирная летняя универсиада в 2013 году. Напомним, что прошлогоднее выступление наших представителей на международной арене оставило не самые приятные впечатления — Россия заняла последнее, 41-е место среди всех стран-участниц.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подтверждает падение уровня учреждений среднего профессионального образования (СПО), но причины провала относит в советское время.

— Среднее профессиональное образование в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания, — говорит Фрумин. — Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам.

— Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты специалистов, готовящих рабочие кадры, оставляют желать лучшего. Если у преподавателей вузов они были низкие, то, представьте, какие там, — говорит Александров. — Система ПТУ и техникумов развалилась. Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство.

Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, пояснил "Известиям", что сейчас восполняется пустая ниша инженерных кадров.

— В свое время слово "инженер" забылось, и такое образование сейчас заслуживает особого внимания, — считает Кудрявцев. — Сегодня мы создаем специализированные центры для обучения на различных предприятиях в реальных секторах экономики.

За последние 10 лет МБРР не впервые оказывает финансовую и материально-техническую поддержку системе образования России. Так, в 2002–2006 годах банк участвовал в проекте "реформы системы образования", которая была направлена на развитие нормативного бюджетного финансирования, реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, мониторинг качества образования и подготовку и переподготовку административного персонала в системе образования.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров