Алтайские дорожники без обедов и выходных ликвидируют последствия первого паводка

30 апреля 2015, 13:52, ИА Амител

Восстановление дорогВосстановление дорог

Алтайские дорожники без обедов и выходных ликвидируют последствия первого паводка.

Шипуновский район. Река Клепечиха. Мост на дамбе при въезде в районный центр выглядит как карточный домик. Кажется, еще один порыв ветра – и он сложится в бессмысленную стопку плит и свай. За несколько часов 12 миллионов кубометров воды превратили основание капитального бетонного гидротехнического сооружения, отработавшего без проблем несколько десятков лет, в 10-метровый овраг. По экс-мосту теперь можно передвигаться лишь пешком и поодиночке.

Рядом 20 экскаваторов, бульдозеров, самосвалов беспрерывно утюжат, подсыпают камни, гравий на глинистые откосы. Дорожникам поставлена задача до конца апреля сделать надежную временную переправу. "Чтобы пропустить 20-тонный транспорт", – уточняет начальник Шипуновского филиала Южного дорожно-строительного управления "Алтайавтодора" Виталий Дайбов.

В основание дамбы объезда уже ушло несколько железнодорожных составов грунта. Внизу гигантские трубы, специально доставленные из Барнаула, взахлёб глотают мутную воду. Дорожники рассказывают: при установке эти огромные железные макаронины плясали в потоке, как клепечихинские караси на берегу.

Лишь через неделю беспрерывных работ по новой дамбе смог проехать КамАЗ. Но маневр водителя Сергея Титаренко не рискнул повторить никто. Потому что… колесную машину тянул на буксире гусеничный экскаватор Владимира Брагина.

– Внизу солонец, – поясняет мастер Анатолий Меркулов. – Там всё расползается, наверху всё раскисло от дождей, пока переехать можно лишь на гусеничном ходу…

Но обстановка на теле объездной дамбы-дороги меняется с каждым часом. Вряд ли все 30 рабочих и специалистов-дорожников поголовно не курят, но в районе стройки я не увидел ни одного бычка.

– Некогда перекуривать. С Нового года у нас был всего один выходной, – добавляет главный инженер Шипуновского ДРСУ Роман Сомов. – Раньше мы по всему краю работали – от Новоегорьевки на западе до "Бирюзовой Катуни" на востоке. А теперь загружены по полной в своем районе. Зимой наметало такие сугробы, что впервые за всю историю ДРСУ приходилось разгребать их экскаватором. Потом паводок… Чарыш, Алей…

Даже село Урлапово, которое в другом конце района, в начале апреля оказалось временно отрезанным от "большой земли". Пришлось председателю колхоза имени Кирова Петру Павлову вспомнить навыки службы в инженерных войсках ("За несколько часов понтонный мост на Волге ставили!") и организовывать… молокопровод через бурную речку.

Несмотря на описанные катаклизмы, у Шипуново есть один плюс – объездная 15-километровая дорога к трассе Барнаул – Рубцовск. Только не каждый рискнет по ней теперь проехать: Алей разлился так, что, того и гляди, вода пойдет верхом.

– Всё зависит от мастерства водителя. Один на "Жигулях" проедет, другой ЗИЛ посадит, – объясняют дорожники присутствие на объездной дежурного "Кировца".

Осмотрев и положительно оценив ход работ под Шипуново, после уточнения планов на ближайшие несколько суток заместитель начальника по эксплуатации автомобильных дорог "Алтайавтодора" Олег Лугачев выдвигается в Мамонтовский район.

Мамонтовский район. Река Касмала в шести километрах от райцентра. Три дня назад поток унес бетонный Шаравинский мост с дамбы озера Большого Островного. Несколько сел – Островное, Травное, Суслово, Крестьянка и Черная Курья оказались без транспортной связи с райцентром. Для одних объезд "по полям" в 65 км, для других – все 100.

По пути к бедствию "мамонтовского разлива" Лугачев рассказывает, что опыт прошлого года, богатого на чрезвычайные ситуации,  научил дорожников сверх­оперативно мобилизовывать все силы и средства. Например, сейчас в Шипуново задействованы люди и технические средства из Барнаула, Новоалтайска. А в Мамонтово едут на подкрепление понтонеры из Бийска. Прибудут на место утром вторника.

На месте разрыва жизнь кипит. Самосвалы, грейдеры, моторные лодки, видеокамеры и съемки на мобильные телефоны. Чуть в стороне на всё это разинув рты смотрят рыбаки.

Чтобы уложить 20-метровый понтон, нужно устроить подъезды к воде. При этом не забывать о самой дамбе – подсыпать бутовый камень, кирпичные останки с заброшенной фермы, иначе прореха увеличится. Поток воды здесь значительный: Большое Островное в длину 20 км, разница уровней на плотине один метр.

Все работы ведутся в координации с МЧС. Эта служба, например, организовала лодочные переправы.

– С 6 до 8 утра у нас час пик, ведь половина жителей Островного работает в Мамонтово, – говорит начальник добровольной народной дружины, ставший лодочником, Сергей Макаров. – Больше ста рейсов сделали с Максимом Ширкеевым.

Юрий Коленченко, водитель молоковоза, на правом берегу Касмалы принимает по трубе скоропортящийся продукт с левого берега. Его из Черной Курьи надо доставить на молокозавод в райцентре.

– Шесть с половиной тонн молока за раз, – констатирует немногословный Коленченко.

Со стороны это напоминает дозаправку в воздухе военных самолетов. Но делают это сообразительные крестьянские парни.

– А что военные?! В прошлом году к понтонерам прилетел на вертолете генерал. Дал два часа на установку переправы. И улетел. Так служивые двое суток её ставили. Нам надо управиться быстрее! – говорит Лугачев.

По телефону ему сообщают срочную информацию о подъеме воды в Чумыше на полтора метра. "Значит, им туда дорога!" – вспоминаются слова военной песни. Как никогда они подходят к дорожным службам Алтая в нынешней непростой ситуации с половодьем.

Источник: "АП". Фото с сайта www.ap22.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров