Российские дороги будут строиться на деньги будущих пенсионеров

21 мая 2008, 14:28, ИА Амител

Государство нашло, у кого взять деньги на строительство дорог России. Это частные инвесторы, а также те будущие пенсионеры, чьи накопления с их молчаливого согласия хранятся в госкорпорации Внешэкономбанк.

Общее состояние российских дорог, как известно, давно требует многомиллиардных капиталовложений. Накануне, 20 мая, как сообщает RB.ru, глава правительства Владимир Путин в Сочи одобрил самую масштабную в истории российского правительства инвестиционную программу - "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Объемы финансирования - более 13 трлн руб., из них бюджет обеспечивает 4,7 трлн руб., почти все остальное - 7 трлн руб. - частные инвестиции.

Под них предлагается выпустить "инфраструктурные облигации", за счет которых в Китае, например, финансируется 70% дорожного строительства. Интерес у иностранных инвесторов эти бумаги вызовут, если ставка будет на уровне 10% - такую доходность, в среднем, имеют инвестпроекты в Европе, отмечают эксперты.

С российскими инвесторами оказалось проще: вкладывать в инфраструктурные проекты государство будет пенсионные накопления, находящиеся под управлением госкорпорации Банк развития (Внешэкономбанк, ВЭБ).

Такое предложение озвучил глава ВЭБ Владимир Дмитриев. Давая на это согласие, Владимир Путин отметил, что "во всех развитых экономиках этот инструмент применяется" и выдвинул одно принципиальное условие: "Абсолютная гарантия вложений и доходности".

В свою очередь "Ведомости" приводят мнение представителя ВЭБа Андрея Мазурова. Он утверждает, что на госгарантии могут быть в первую очередь направлены новые поступления пенсионных средств – в этом году это 80-90 млрд руб. Газета "Коммерсант" не исключает, что на обеспечение гарантий могут пойти и средства резервного фонда или фонда национального благосостояния, которые для этого пока не предназначены.

Сейчас в ВЭБе размещено более 350 млрд руб. так называемых "молчунов" - примерно 40 млн. граждан, которые не перевели причитающиеся им средства в частные фоны и управляющие компании. Внешэкономбанк давно ищет надежные инструменты повышения их доходности, которая не покрывает инфляцию. Предлагалось, в частности, вложить накопления в депозиты в коммерческих банках, облигации "надежных заемщиков" и ипотечные бумаги, не гарантированные государством. Об "инфраструктурных облигациях" речи до последнего времени не шло.

Конкретизируя инициативу главы ВЭБ, глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что "предложено использовать лишь те части пенсионных накоплений, которые будут востребованы за пределами 2020 года". Таким образом, отмечает "Коммерсант", в целом речь идет о средствах практически всех пенсионеров, поскольку первые пенсионеры-женщины, которые будут получать накопительные пенсии, выйдут на нее в 2022 г.

На инфраструктурные проекты в целом ВЭБ может пустить намного больше, чем 350 млрд руб. Согласно стратегии ВЭБа, к 2012 году объем средств пенсионных накоплений на счетах достигнет 885 млрд руб. И хотя доля ВЭБа на рынке пенсионного страхования постепенно снижается, как ожидается, к 2012 году только Банк развития будет располагать более чем 500 млрд руб.

Эксперты не исключают, что доходность вложенных пенсионных средств в инфраструктурные проекты будет низкой, хотя сама идея кажется им в целом привлекательной. Впрочем, некоторые из них отмечают, что более правильным было бы отдать эти деньги не государству или госкорпорациям, а бизнесу, который и должен строить дороги при поддержке государства. В целом же, говорят аналитики, проект вызовет интерес инвесторов, если управлять средствами будет государство, т. е. что сведет все риски к минимуму.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров