Большой адронный коллайдер остановлен до весны: научные открытия 2008 года

29 декабря 2008, 17:38, ИА Амител

Большой адронный коллайдер Знатоки старого отечественного кино наверняка помнят эпизод из фильма "Девять дней одного года", в котором советских физиков-ядерщиков призывают "открыть столько-то частиц в текущем месяце". Ирония авторов картины очевидна. Рассказ об итогах работы научного сообщества – это не рапорт о череде стахановских рекордов. Чтобы сделать крохотный шаг вперед по пути познания, требуются годы, а порой даже десятилетия. Но сумма этих шагов становится прорывом, способным изменить мир. О научных открытиях, которые принес 2008 год, рассказывают "Новости культуры".

В уходящем году наука волновала не только ученых. Вся планета гадала: что же произойдет при запуске самого Большого адронного коллайдера? Ведь физики замахнулись на то, что может привести к образованию черной дыры в Швейцарии или к появлению "червоточин" в пространстве и времени. Большой адронный коллайдер

10 сентября самый сложный технический проект человечества запустили, и ничего катастрофического не произошло. А уже 19 сентября на Большом адроном коллайдере случилась авария, из-за которой исследования были отложены до весны 2009. (От нас это все далеко, но именно новосибирские ученые из Института ядерной физики внесли, пожалуй, самый весомый вклад в этот гигантский проект/, - прим. ГТРК "Новосибирск"). Тем не менее, эта интернациональная стройка, которая расположена на границе Франции и Швейцарии, должна вывести физику на новый уровень. Огромное кольцо длиной в 27 километров позволит разогнать пучки элементарных частиц до такой скорости, что возможно будет смоделировать Большой взрыв, из которого, согласно теории, родилась Вселенная.

"Это не значит, что все будет закончено для физики. Появятся и новые явления. Это, например, поиск дополнительных размерностей пространства. Сейчас мы считаем, что существуют четыре размерности пространства, включая время. Но предполагается, что есть еще и дополнительные измерения. Пусть, компактные, но они существуют", – рассказывает доктор физико-математических наук, координатор проекта Россия-ЦЕРН Виктор Саврин.

Вся физика элементарных частиц сейчас описывается с помощью так называемой "стандартной модели". Однако в ней есть недостающее звено – бозон Хиггса. В 1964 году его "вычислил" шотландский ученый Питер Хиггс. Он предположил, что именно бозон придает другим частицам вес. "Я занимался только математической частью теории квантового поля. Но, с другой стороны, теория не подтверждена экспериментально. Так что пока это выглядит, как игра", – замечает физик-теоретик, профессор Эдинбургского университета Питер Хиггс.

До этого времени существование бозона Хиггса не удалось доказать экспериментально, однако с помощью Большого адронного коллайдера ученые надеются найти бозон и окончательно решить вопрос о происхождении массы элементарных частиц – а значит, подтвердить достоверность "стандартной модели".

Синтетическая ДНК В январе этого года исследователи из американского института Крэйга Вентера объявили о создании первого в истории полного синтетического генома бактерии. Ученые под руководством нобелевского лауреата Гамильтона Смита выбрали наиболее простую бактерию – Mycoplasma genitalium – и ген за геном воссоздали всю цепочку ее ДНК.

Крэйг Вентер сравнивает искусственный геном с операционной системой, которую можно установить на любой компьютер – то есть внедрить в любую клетку "пиратскую" версию генома. Об этической стороне вопроса пока мало говорят, но создание синтетических геномов может привести к появлению самого настоящего гомункула. Это не просто клон, а существо, сделанное из химикатов.

Ученые уже давно научились "собирать" короткие фрагменты, но синтез всего генома был непосильной задачей. Ведь чем больше строительных "кирпичиков", тем менее устойчиво "здание" ДНК. У бактерии Mycoplasma genitalium таких "кирпичиков", или комплементарных пар, 583 тысячи. У человека – три миллиарда. Однако многие ученые относятся к таким экспериментам скептически. "Можно синтезировать искусственные гены, но все это не является первоочередной линией в науке", – считает академик РАН, научный руководитель Института биологии гена Георгий Георгиев.

Российские исследователи считают первоочередной задачей дальнейшее изучение функционирования генов, ведь точное знание этих механизмов, а в дальнейшем и управление работой того или иного гена, могут привести, например, к лечению онкологических заболеваний. Еще в прошлом году сотрудники Национального аэрокосмического агентства США отправили гонца за марсианской водой. Миссия аппарата Phoenix так и звучала: "Иди за водой". первые снимки с Марса

"Мы обрадовались, что во время посадки Phoenix выхлопы его двигателя раскидали грунт, и прямо под зондом оказался кусочек льда", – рассказывает руководитель исследований проекта "Phoenix Mars Lander" Питер Смит (США). Phoenix осуществил посадку вблизи Северного полюса красной планеты. Именно там искусственные спутники Марса обнаружили ледяные шапки. Зонд сделал множество анализов проб грунта и обнаружил карбонат кальция и глинистые частицы, а это указывает на то, что вода на Марсе когда-то была жидкой. "Для первые снимки с Марса меня главное то, что мы сделали это. Аппарат приземлился, он работает, и мы получаем огромное количество данных", – поясняет руководитель биологических исследований "Phoenix Mars Lander" Кэрол Стокер (США).

2 ноября состоялся последний сеанс связи Phoenix с Землей. На Марсе наступила зима, и аппарату не хватило энергии солнечных батарей. Phoenix проработал на поверхности Марса на два месяца дольше, чем было запланировано, и собрал столько сведений, что ученые будут анализировать их еще несколько лет. Однако главный вопрос советского кинофильма "Карнавальная ночь" так и остался риторическим. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке это пока не известно.