Алтайская общественность просит Президента РФ не утверждать "порочный" Закон "Об образовании"

24 декабря 2012, 07:33
Алтайская организация "Общественный родительский комитет" просит Президента РФ не утверждать Закон "Об образовании". Свои доводы общественники опубликовали в пресс-релизе.

Сообщаем всем неравнодушным согражданам, что 21 декабря Госдума приняла в третьем чтении  порочный, по нашему мнению, закон "Об образовании в Российской Федерации ".

Из наиболее очевидных недостатков  этого закона можно назвать следующее.

Отменено ныне действующее положение о том, что плата родителей  за  содержание ребенка в детсаду  не должна составлять более 20 процентов для обычных семей и более 10 процентов для многодетных. Предложение  увеличить размер компенсации родителям за содержание ребенка в детсаду также было отклонено. Это означает, что плата  родителей за детский сад может возрасти в несколько раз.

Несмотря на то, что по информации Института социологии до 90 процентов российского населения не поддерживает существующую форму экзамена в виде ЕГЭ, в законе сохранена обязательность единого государственного экзамена и использования вместо традиционных экзаменов тестоподобных заданий. Более того, стала обязательной тестовая форма государственной итоговой аттестации в девятом классе. Были отклонены предложения в том числе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Самарской Губернской Думы сделать ЕГЭ добровольным или проводить аттестацию по литературе и другим гуманитарным предметам в  традиционной форме. Озвучены планы внедрить  аналогичную проверку знаний при переходе из 4-го в 5-й класс и далее везде. Все это размывает  духовно-нравственное содержание образования и тормозит развитие творческих способностей.

Новый закон будет исключительно рамочным, в нём около 150 отсылочных норм, передающих множество серьезных полномочий (стипендии, питание, учебники, образовательные кредиты, выплаты на учебно-методическую литературу, надбавки за ученые степени и  ученые звания  и пр.) на подзаконный уровень. При этом министерство образования, например, разработало скандально известный  проект образовательного стандарта старшей школы с тремя обязательными предметами: ОБЖ, физкультура и "Россия в мире". Общество предлагало перечислить непосредственно в законе конкретный набор предметов, которые были бы доступны и бесплатны. Это предложение отклонено.

Законом исключается действующая норма, прямо запрещающая приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и их имущества. Объекты социальной инфраструктуры для детей, в том числе детские оздоровительные дачи, лагеря, санатории для детей, также могут быть приватизированы.

Предлагается отказаться от действующего положения, согласно которому в России на 10 тысяч населения должно приходиться не менее 170 бюджетных студентов, и заменить его новым: 800 студентов на 10 тысяч молодежи. Расчеты показывают: через пять лет при таком подходе число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на 700 тысяч. В России и без того бесплатно учатся менее 40% студентов, тогда как во Франции – более 80%, а в Германии – более 90%.

Сохранены все системные недостатки законопроекта: идеология услуг, зафиксированная во всех статьях, где речь идет об экономике и финансировании образования, которая разрушает все духовное содержание образовательных отношений; подушевое финансирование, уничтожающее небольшие, и в особенности малокомплектные, сельские школы; принудительный болонский процесс, который на 40% уменьшает преподавание специальных предметов для бакалавра по сравнению со специалистом и т.п.

Имеет крупные изъяны  даже то важное достижение закона, в соответствии с которым  расходы на оплату труда педагогов не могут быть ниже уровня средней зарплаты в регионе. Во-первых, это относится только к школьным учителям и не касается других педагогов, в том числе вузовских преподавателей. Во-вторых,  закон не уточняет, что эта зарплата должна выплачиваться за одну ставку. Между прочим, средняя нагрузка российского учителя составляет 26 часов, то есть полторы ставки, а средняя нагрузка преподавателя вуза вместо прежних 720 часов за одну ставку давно перевалила за 800, причем на одну ставку практически никто не работает. Предложенная норма будет заставлять чиновников и директоров школ увольнять часть учителей, а остальным увеличивать нагрузку.

Родительская, педагогическая, студенческая и научная общественность, как нашего региона, так и страны в целом  многократно обращала внимание руководство страны и полномочных органов на концептуальные недостатки данного законопроекта и образовательной политики в целом. Критика разрушительных реформ всегда была аргументированной, выдвигалось множество конкретных, конструктивных предложений. Можно упомянуть в этой связи о таких местных документах как решение расширенного заседания комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи, открытое обращение Клуба профессоров Алтайского края, резолюция круглого стола "Угрозы семье, детям, обществу и государству" (г. Барнаул, 24.09.2011 г.). К сожалению, подавляющая часть предложений общественности учтена не была. Яркой иллюстрацией служит то, что законопроект даже не обсуждался специально созданным для таких вопросов Общественным советом при Минобрнауки. Созданная по предложению руководства Госдумы межфракционная депутатская группа, которая должна была принять ключевые решения по законопроекту, не собралась ни разу.

О неприятии нового закона и в целом образовательных реформ  свидетельствуют, в частности: выступление филологического факультета МГУ в полном составе против разгрома гуманитарного образования

(http://www.philol.msu.ru/); резко негативная характеристика проводимым реформам со стороны учителя двух филдсовских лауреатов и 80ти медалистов международных олимпиад С.Рукшина, данная им  в "Санкт-Петербургских ведомостях" (http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947@SV_Guest); недавние протест тамбовских студентов против слияния двух разнопрофильных вузов, забастовка студентов Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) в связи с решением о признании вуза  неэффективным (http://www.rsute.ru/Pages/Default.aspx). Студенческий совет и ученый совет РГТЭУ категорически выступили против "черного списка вузов" как такового, считают, что сами критерии оценки, взятые неведомыми чиновниками, порочны, а значит "черный список" во всех его трех частях должен быть аннулирован как таковой. Комитет по защите отечественного образования РГТЭУ заявил о полной поддержке заявления ученых - филологов МГУ о неприятии проводимого министерством образования и науки курса непродуманных и необоснованных реформ в сфере образования. Министерство повинно в том, что вначале необоснованно создало множество вузов и их филиалов, а затем также необоснованно и с нарушением законодательства приступило к ликвидации, прежде всего, тех учебных заведений, которые либо неугодны, либо еще способны осуществлять качественное образование.

Общественники из  движения  "Российским детям – доступное дошкольное образование" (РДДДО) (http://rdddo.ru/) решили написать письмо Президенту России, в котором требуют не подписывать закон в случае, если в нем будет отсутствовать действующее ныне положение о предельном размере родительской платы за содержание ребенка в детском саде. Также его просят изменить политику государства в отношении доступного дошкольного образования. В частности, необходимо установить право первоочередного зачисления в ДДО детей из семей с тяжелым материальным положением и детей работников с семейными обязанностями, а не  детей судей, прокуроров, действующих сотрудников полиции и иных подобных льготных категорий. Принимаемый закон в этой части ухудшает материальное положение как минимум 33 миллионов граждан страны, фактически уничтожает конституционную гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного образования.  У государства не нашлось 200 млрд. в год на содержание наших детей в детских садах, но есть триллионы на Олимпиаду, саммит АТЭС, чемпионат мира по футболу, а также на беспрецедентное воровство из бюджетов, которое достигает, по оценкам экспертов, 22% от их суммы. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. (Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 5-п от 15 мая 2006 года.)

АКОО "Общественный родительский комитет" присоединяется к  этим обращениям   РДДДО, Ученого совета  филологического факультета МГУ, Студенческого совета, Ученого совета и Комитета по защите отечественного образования РГТЭУ.

Нами направлены обращения Президенту РФ и в Совет Федерации с  требованием отклонить (не утверждать) закон "Об образовании в Российской Федерации" и принять все меры для исправления в нем вышеназванных недостатков, в частности, для включения в него следующих положений:

"Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат".

"Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, вправе выбрать форму государственной итоговой аттестации: использование контрольных измерительных материалов (единый государственный экзамен) или традиционная форма устных или письменных испытаний. Контрольные измерительные материалы не используются для проведения государственной (итоговой) аттестации по предметам "литература",  "история" и предметам образовательной области "обществознание"".

"Обязательными предметами при освоении учащимися образовательных программ общего образования являются: русский язык, литература, иностранный язык (иностранные языки), математика (включая алгебру и геометрию), информатика, история (включая историю России и всемирную историю), обществознание (включая основы государства и права и на ступени среднего общего образования краткую историю философии, основы экономики и социологии), география, основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования, физика (включая астрономию), химия,  биология, искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру), технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности".

Настоящие требования являются предложениями участников круглого стола "Угрозы семье, детям, обществу и государству", в работе которого  участвовали  РО  Всероссийского женского союза  "Надежда России", РО МОО "Межрегиональное родительское собрание", АКОО "Общественный родительский комитет", АКОД "Много деток - это хорошо", АКОО Комитет по правам ребенка "Фиалка", ОД "Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование", АО Общества православных врачей России, клуб ветеранов комсомола, видеостудия "Поиск", а также педагоги, медики, представители профессорского сообщества, многодетные родители и люди старшего поколения. (http://rodkom2005.narod.ru/obr1.htm)
+++

Приглашаем всех заинтересованных родителей, педагогов, журналистов и просто неравнодушных людей присоединить свои голоса в защиту отечественного образования.


АКОО "Общественный родительский комитет", rodkom2005@narod.ru


Комментарии
    Новости партнеров