Минобороны возобновит создание боевого лазера
13 ноября 2012, 09:28, ИА Амител
По
данным "Известий", ТАНТК приступил к модернизации летающей лаборатории
А-60 на базе транспортного самолета Ил-76. Самолет базируется на
заводском аэродроме под Таганрогом. Сама лаборатория существует с 1991
года, оставшись единственной из двух, созданных в советское время. В ней
проводились эксперименты по ослеплению оптических головок самонаведения
вражеских ракет, однако в 2011 году работы приостановились из-за
отсутствия финансирования. Оборудование пришлось частично
демонтировать.
Сейчас деньги нашлись, говорит собеседник
"Известий", и оптическая установка получит более мощный лазер, а
летающая лаборатория пройдет полную модернизацию.
— Самолет
не летал два года, его нужно привести в порядок. Ориентировочно работы
по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии
стабильного финансирования. Параллельно совместно с "Алмаз-Антеем"
начнем монтаж новых блоков лазерной установки. Надеюсь, поднять машины в
небо и приступить к исследованиям получится уже в следующем году, —
заявил представитель ТАНТКа.
По его словам,
опытно-конструкторские работы (ОКР) возобновляются сейчас на более
высоком техническом уровне. Задачей прежней модификации 1ЛК222 было
ослепление и временное выведение из строя оптических систем спутников на
всех типах орбит. Работы по его созданию завершились в 2009 году, и на
госиспытаниях изделие признали перспективным. Сейчас на его основе будет
создан комплекс с улучшенным лазером для уничтожения воздушных целей.
—
Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он
должен действовать в воздушном и безвоздушном пространстве. Лазеры
рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых
летательных аппаратов или космических платформ, — заглянул в будущее
собеседник "Известий".
Лазер 1ЛК222 является основой всей
системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое
наименование "Сокол-Эшелон" и разработана концерном "Алмаз-Антей" и КБ
"Химпромавтоматика". Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи —
комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и
системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте,
утверждают на предприятиях.
Условия в воздухе отличаются от
наземных. Многое зависит от того, как отдельные элементы системы
заработают при перепадах давления, температур, перегрузках. Неясно пока,
какой самолет будет носителем лазерного оружия — транспортный или
бомбардировщик, говорит представитель ОПК.
Глава института
стратегических оценок Александр Коновалов заявил "Известиям", что
аналогичные работы в США едва ли успешнее отечественных.
— Их
лазеры заточены на перехват огромных баллистических ракет на разгонном
участке траектории, и это требует большой мощности и габаритов лазерной
установки, которую размещают на Boeing-747. Не представляю, как
перехватить МБР, которая разгоняется за очень короткий промежуток
времени. Лазер — очень капризная штука, чувствителен к работе в
атмосфере, а при облачности значительно теряет в мощности, — сказал
эксперт.
Он уверен, что для прожигания массивных объектов
требуются большие габариты лазерных установок, в том числе гигантские
аккумуляторы.
— Исследовать "лучи смерти", конечно, надо.
Американцы, например, намерены оснащать ими корабли, где места побольше,
чем на самолете. Но лично я не верю в эффективность лазеров в обозримом
будущем, хоть на море, хоть в космосе, — добавил Коновалов.
Независимый
эксперт, один из авторов книги "Новая армия России" Антон Лавров
настроен не столь скептически. Он напомнил "Известиям", что разработкам
ослепления и вывода из строя электронных систем противника около 30 лет.
Для прожигающего эффекта необходимо значительное увеличение мощности, а
также кардинальное улучшение фокусировки лучевых пучков.
—
Возможно, какие-то успехи в этой сфере появились, раз речь зашла об
уничтожении ракет. На момент развала СССР мы немного опережали в этой
области американцев, и сейчас отставание не столь катастрофическое, как в
других аспектах обороны, — говорит он.
Комментарии 0