В Барнауле создана база личных имен за ХХ век: самыми популярными оказались Татьяна и Александр
16 января 2014, 09:36, ИА Амител
Алтайским госуниверситетом (АЛТГУ) получено свидетельство о государственной регистрации базы данных "Частотность и динамика личных имен г. Барнаула в ХХ веке", авторами которой являются сотрудники университета д. филол. наук, проф. Лидия Михайловна Дмитриева и магистрант Ксения Вячеславовна Солошенко.
В течение 8 лет научным коллективом было обработано 500 тыс. имен жителей города Барнаула за период с 1920 по 2010 г. Как пояснили сегодня, 16 ноября, в пресс-службе вуза, таких масштабных работ по именам в рамках России достаточно мало. Информацию удалось собрать и обработать, силами нескольких поколений студентов филологического факультета.
Была сделана сплошная выборка имен с 1920 по 2010 г, данные о которых хранятся в Краевом архиве ЗАГСа, архивах ЗАГСов Октябрьского, Центрального, Железнодорожного, Ленинского и Индустриального районов. После ручного пересчета всех имен ученые-филологи определили закономерности на основании процентного соотношения личных имен. Анализируя каждое десятилетие из указанного периода наиболее частотными (популярными) женскими именами оказались "Татьяна" и "Ольга", а мужскими – "Александр" и "Сергей".
С середины 1990-х годов появляется тенденция на возрождение старых канонических имен, распространенных в дореволюционную эпоху: Арсений, Тимофей. В то же время в советский период христианские имена имели меньшую популярность. Особое внимание заслуживает группа редких имен. В период с 1920 по 1926 г. большинство имен привязывалось к определенным событиям – имена были с идеологической семантикой: Октябрина, Баррикада. Имена-аббревиатуры – женское имя Милича (Милый Ильич) и мужское имя Вилорик (Владимир Ильич Ленин – освободитель рабочих и крестьян) и т.д. Сейчас дают имена детям не в честь исторических событий, а связанные с географическим названием: Алтай, Калифорния.
В дальнейшем планируется пополнять базу данными при анализе новых временных срезов.
Комментарии 0