"Максимально свободные от конъюнктуры рынка тексты": рецензия на трехтомник алтайского писателя Станислава Вторушина

06 декабря 2012, 16:28, ИА Амител

Афиша.amic.ru опубликовала рецензию на трехтомник избранных произведений известного алтайского писателя и редактора журнала "Алтай" Станислава Вторушина, подготовленную Андреем Махооном

Трехтомник избранных произведений Станислава Вторушина издан при поддержке нескольких меценатов, благодаря которой мы можем ознакомиться с внушительным корпусом текстов алтайского прозаика и многолетнего редактора журнала "Алтай". И не просто ознакомиться, а получить чисто физиологическое наслаждение от дорого изданных фолиантов. Что до содержания, романы и повести автора поучительны, стилистически нейтральны и поют общечеловеческие ценности. Какие? Героизм и романтику геологического труда, природную нравственность крестьянина и поэзию деревенской жизни.

Также симптоматично: маститые писатели любят писать о царях. Осмыслять, так сказать, их политические ошибки. Не миновала эта тема и Станислава Вторушина. Его лучший роман посвящен последним дням российского императора Николая II. Автора можно понять: это продуктивное решение и прекрасный выбор. Приятно, подобно Георгию Иванову, грустить над трагической участью монаршей семьи:

Какие печальные лица,

И как безнадежно бледны:

Наследник, императрица,

Четыре великих княжны…

И нужды нет, что стилистических высот Вторушин не осаждает, сюжетного и тематического, равно как идеологического пороха не изобрел, а лишь пересказал, в меру несомненного журналистского дарования, исторические источники.

И напротив: могучим эпическим чувством продиктованы первые строки повести "Последняя пристань". Таких начал, задающих, подобно камертону, пронзительно-щемящую, с е р а ф и ч е с к у ю ноту, немного в русской литературе. Разве что "Чуден Днепр при тихой погоде", да и то не факт:

"Тихо на Чалыше. Порой кажется, что река, неторопливо несущая свои воды, молчит, чтобы люди никогда не узнали ее тайны. Лишь изредка, когда всплеснет рыба или обвалится подмытый берег, вырвется из нее вздох, но уже через мгновение над широкой гладью снова наступает тишина. <…> Красив Чалыш суровой дикой красотой…"

Однако немного странно: на дворе XXI век, а алтайский мэтр издает сборник текстов, в котором царит бытописательский реализм: "Секретарша Машенька была явно взволнована. Остудин понял это, едва увидев ее. В этот день он появился в своем кабинете часов в одиннадцать. С утра разбирался с транспортным цехом. На буровой у Федякина почему-то не оказалось солярки и транспортники не подвозили ее.

– Звонили из райкома, сказали, чтобы вы в два часа явились, – трагическим тоном объявила Маша.

– Прямо так и сказали? – ее испуганный вид почему-то развеселил Остудина.

Машенька покраснела, ответила неуверенно:

– Может и не так, но что в два часа, это точно…

– Это в суд являются, в прокуратуру… В райком, милая Машенька, приглашают. Больше никто не звонил?

– Никто".

(Роман "Еще один день").

Но во всяком случае отрадно, что благодаря поддержке спонсоров, автор сумел издать максимально свободные от конъюнктуры рынка тексты. По нынешним временам – это большая удача.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров