Барнаульский психолог рекомендует, как подготовить будущего первоклассника к школе

В тонкостях психологии будущих первоклашек разбирался "Вечерний Барнаул"

18 августа 2014, 14:34, ИА Амител

Многие родители готовят детей к школе несколько однобоко. Научили будущего первоклашку читать-писать – казалось бы, ну что еще надо? Да, о необходимости психологической поддержки накануне школы все наслышаны. Но как это применить на практике – увы, мало кто из нас знает.

Как пояснила детский психолог одного из барнаульских медицинских центров Наталья МЕЩЕРЯКОВА, существует четыре вида психологической подготовки к школе.

От игры к учебному процессу

По мнению психолога, довольно важно, чтобы ребенок испытывал личностно-социальную готовность к школе – по сути, большому коллективу, где действуют свои правила общения. Поэтому он должен быть готов к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, именно с этим у современных детей нередко возникают проблемы.

– Порой особенно трудно будущим первоклашкам выполнять задания, которые требуют совместных усилий, контакта друг с другом, – поясняет Наталья Петровна. – Чаще этот симптом выражен у домашних детей, никогда не посещавших детский сад, – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. Замечено, что домашние дети нередко боятся большого скопления народа, поэтому накануне школы их лучше заранее приучить к толпе, где тоже нужно уметь выживать. С этой целью можно сводить ребенка на массовые мероприятия, посетить с ним детские площадки, школьные стадионы.

Непросто дается общение ребенку, воспитанному в семье, где малышу не дают проявить инициативу. Так, довольно часто приходится сталкиваться с тем, что на вопрос "Как тебя зовут?", адресованный будущему школьнику, почему-то бойко отвечает мама: "Нас зовут Саша!".

Как рассказала Наталья Мещерякова, не менее важна и эмоционально-волевая готовность к школе. Ведь нередки случаи, когда ребенок, срывающий звезды с небес до школы, в классе безынициативен, так как совсем другого ожидал от учебного процесса.

– Конечно, здесь многое зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и все еще рассчитана на среднестатистического ученика, – поясняет психолог. – Но дело не только в этом. Ведь если до школы ребенок занимался играючи, то во время обучения он автоматически становится частью системы, учебного процесса, который далеко не всегда является увлекательным и захватывающим. Поэтому важным признаком готовности к школе является умение делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

По мнению специалиста, развивать эти качества может помочь игра – только не простая, а особая, по правилам. Это и примитивные "ходилки" с кубиком, и шахматы, игры из серии "Мемори", домино. Ведь такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и – самое главное – учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства...

– Полезно для дошколенка, если он привыкнет к смене деятельности, когда спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей), – говорит Наталья Петровна. – Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное "шумное время".

Новый статус

Отметила психолог и такую немаловажную составляющую в определении готовности ребенка к школе, как интеллектуальный уровень будущего первоклашки. Причем речь идет вовсе не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем – о том, насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду.

– Что такое интеллектуальный труд? Это умение думать, анализировать, делать выводы, – рассуждает специалист. – Несмотря на то, что аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста, исследовательский интерес юного естествоиспытателя все же нужно поддерживать. И если раньше отвечать на бесконечные "почему?" приходилось родителям, то к школе ответы пусть ищет ребенок сам, активно интересуясь окружающим миром, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи. Помните: быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...

И последнее, на что стоит обратить внимание родителям, – это мотивационная готовность. Поэтому родителям стоит проследить: сформировалось ли у ребенка положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

– Согласитесь, нередко накануне школы старшие товарищи внушают будущему ученику мысль о том, что с первого класса начинаются одни неприятности – двойки, уроки, строгие учителя, – рассказывает Наталья Мещерякова. – Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. Безусловно, он должен понимать, что школьный путь не безоблачен и просто так хвалить его там не будут. Для того, чтобы он был к этому готов, постарайтесь приучить малыша к большей самостоятельности, хвалите его не за каждый шаг, а за готовый результат. Однако важно помнить: хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Для того, чтобы в знаменательный день – 1 сентября – ребенок не испытал стресс, постарайтесь подготовить его к школьной обстановке заранее. Если вы не посещали подготовительный класс, то можно прийти с ним в школу накануне учебы – походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору. Причем психолог советует заранее познакомить ребенка с будущим учителем и одноклассниками.

– Не забывайте посвятить малыша и в непривычный для него школьный распорядок дня, – поясняет специалист. – Для того, чтобы это выглядело наглядней, создайте соответствующую атмосферу в доме. Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель, канцелярские принадлежности. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

- Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для шести-семилетних детей. Если малыш не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

- Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.

- Компьютеры, телевизоры и любые занятия большой зрительной нагрузки должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

- Больше всего на свете в течение первого года обучения малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с однокласс- никами и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Гораздо страшнее, когда от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров