Банкиры возрождают идею «двух надзоров»
28 ноября 2012, 13:36, ИА Амител
В Концепции повышения доступности розничных финансовых услуг
и развития микрофинансирования на период 2012–2016 годов поднят вопрос о
введении дифференцированного надзора в банковской системе. По мнению участников
финансового рынка, Центробанк должен предъявлять более жесткие требования в части
надзора к деятельности крупных банков и более мягкое регулирование — к
небольшим игрокам, устойчивость которых не несет рисков для банковской системы.
Центробанк воспринял стороннюю инициативу прохладно.
Как пишут "Известия",
концепция разработана Национальным партнерством участников микрофинансового
рынка (НАУМИР) при участии Ассоциации региональных банков России (АРБР) и НП
"Национальный платежный совет". В начале этой недели концепция была направлена
на согласование в ЦБ, Минфин, Минэкономразвития и ФСФР.
Одна из главных инициатив, представленных в концепции,
подразумевает введение в 2012–2016 годах дифференцированного надзора в
банковской системе, "интенсивность которого зависит от роли кредитной
организации в обеспечении стабильности банковской системы и оценки финансовой
устойчивости".
Стоит отметить, что идею "двух надзоров" впервые выдвинул
сам регулятор. В 2006 году зампред ЦБ Геннадий
Меликьян заявлял о необходимости рискоориентированного подхода к надзору за
банками. Он отмечал, что для банков с высокой степенью финансовой устойчивости,
имеющих прозрачную структуру собственности, большой опыт работы и хорошую
систему корпоративного управления, должна быть введена система поощрений,
выражающаяся в более мягком регулировании. Однако банковское сообщество
восприняло данную идею в штыки. Аргументация кредитных организаций сводилась к
тому, что ко всем банкам должен быть унифицированный подход, а дифференциация
создает почву для процветания коррупции.
Теперь уже сами финансисты предлагают поделить участников
рынка. В соответствии с подходом, предложенным в концепции, действующие банки
должны быть разделены на две классификационные группы: "первый контур надзора"
и "второй контур надзора". В первую группу войдут крупные, системообразующие кредитные
организации, во вторую — небольшие региональные.
ЦБ сможет предъявлять к банкам, вошедшим в "первый контур
надзора", более жесткие требования к информационной прозрачности, системе
управления рисками и финансовой устойчивости, в то же время исключив избыточные
требования в отношении небольших региональных банков ("второй контур надзора"),
отмечается в концепции.
Как пояснил "Известиям" зампредседателя АРБР Олег Иванов, регулирование банков
должно осуществляться в зависимости от величины принимаемых ими рисков. Особый
контроль нужен за системообразующими банками, подчеркнул эксперт.
Как отмечают аналитики, норматив достаточности капитала у
банков, входящих в топ-30 по активам, находится на уровне 11–12% (минимальное
значение Н1, установленное ЦБ, — 10%, при этом зоной риска регулятор считает
уровень от 12% и менее).
Проблема еще и в том, что государство обещает в любом случае
поддержать крупное кредитное учреждение. В результате сейчас крупные банки
становятся более опасными для рынка в целом и несут в себе более существенный
риск.
Комментарии 0