Тюремный чай пробивает дорогу в свободную розницу
Чай, выращенный под Краснодаром и расфасованный в ставропольской женской колонии, может появиться на общероссийском рынке чая
26 марта 2015, 11:28, ИА Амител
В то время как крупнейшие производители чая предупреждают о повышении
цен на 20–40%, на рынке может появиться новый игрок. Женская
исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний (УФСИН) России по Ставропольскому краю готовится вывести свой
чай под самостоятельно разработанным брендом "Чайник 7" в российскую
розницу — за пределы тюремной системы, рассказали "Известиям" в колонии.
У седьмой колонии, впрочем, уже есть воронежский конкурент —
ведомственный ФГУП "Черноземье", для которого чай фасуют заключенные из
ИК-8. Во ФГУПе заявили, что уже ведут переговоры с местной сетью
"Пятерочка".
Участок по расфасовке и упаковке черного байхового чая был открыт в
женской колонии ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю (г.
Зеленокумск) в 2012 году, а основная специализация колонии — пошив для
личного состава ФСИН, Минобороны и МВД. Чай продают в торговых точках на
территории исправительных учреждений, где осужденные покупают товары
народного потребления, в том числе продукты питания. В ставропольской
колонии расфасовывают и упаковывают пять видов чая: черный байховый
цейлонский крупнолистовой чай, черный байховый индийский мелколистовой,
черный байховый вьетнамский мелколистовой купажированный, черный
байховый индийский мелколистовой купажированный, черный байховый
пакетированный. В начале 2015 года года ИК-7 УФСИН России по
Ставропольскому краю получила патент на промышленный образец "Чайник-7",
в данном случае этикетку (см. выше).
— В Ставрополье нет
своего чая. Поэтому мы, в частности, закупаем его у производителей из
Краснодарского края. Купажируем, расфасовываем и поставляем в магазины
нашей системы. Это небольшие магазины на территории колоний, где
осужденные покупают товары народного потребления, в том числе продукты
питания. Также мы поставляем наш чай в колонии из других регионов. В
частности, в Курскую, Ростовскую, Смоленскую области, в Татарстан и
Кабардино-Балкарскую Республику. Теперь, когда мы получили патент, мы
намерены выходить со своей продукцией за пределы колоний, — сообщил
"Известиям" представитель колонии.
В московской пресс-службе ФСИН отметили, что цена на чай ИК-7 "является конкурентоспособной".
—
В зависимости от фасовки и вида чая цена на "Чайник-7" в 2014 году
составляла от 24,44 до 102,72 рублей. Фасовкой, купажированием,
упаковкой и маркировкой чая занимаются 5 осужденных, а логотип на
упаковке разработала сотрудница ИК-7. Важнейшим компонентом в черном
байховом чае является комплекс фенольных соединений, их содержание
составляет 20–40%, — сообщили в пресс-службе.
Пока что
собственная продукция занимает менее 1% от общего потребления чая в
колониях. В 2014 году из ИК-7 внутрисистемным заказчикам было отгружено
до 1,4 тыс. кг чая — притом что всего по России 2014 году поставки чая
для нужд тюрем и колоний составили 220 т, в 2015 году планируется
закупить до 212 т, сообщил представитель ФСИН. Конкурентами
ставропольцев на "исправительном" рынке чая является воронежское ФГУП "Черноземье",
это предприятие пищепрома подведомственно ФСИН — производство по
фасовке чая налажено на территории ИК-8 УФСИН России по Воронежской
области с сентября 2014 года. Продукция реализуется осужденным в
магазинах учреждений УИС Воронежской, Белгородской и Курской областях.
—
Мы реализовываем чай внутри системы ФСИН, случаи продаж за территорию
колонии пока единичны, объем партий маленький. За право продавать чай в
крупных сетевых магазинах обычно платит производитель. А мы,
естественно, платить ничего не будем. Поэтому с крупными компаниями нам
очень тяжело конкурировать, — заявили в ФГУП "Черноземье". Представитель
ФГУПа добавил, что недавно начаты переговоры с местными структурами
федеральной сети "Пятерочка". Пресс-секретарь X5 Retail Group (владеет
сетью магазинов "Пятерочка") Денис Кузнецов, однако, не подтвердил факт
переговоров.
По информации аналитического агентства
Credinform, почти 75% российского чайного рынка в стоимостном выражении
контролируют четыре компании: ООО "Орими Трэйд" (марки Greenfield, Tess,
"Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява")
Александра Евневича и Сергея Касьяненко; ООО "Юнилевер Русь" (марки
Brooke Bond, Lipton, "Беседа"), входящее в нидерландскую группу
Unilever; ООО "СДС-Фудс" (Ahmad, Richmond, Berty’s) Глеба Смирнова и
Сергея Дашкова; ЗАО "Компания Май" (Citrus, "Лисма", "Майский чай"). На
днях Unilever, а также компания Dilmah анонсировали повышение оптовых
цен на свою продукцию с апреля — на 20–40%.
— Производство чая
в России представляет собой преимущественно расфасовку импортной
продукции. В России ввиду климатических условий чай выращивают только в
Краснодарском крае, — говорит эксперт аналитической группы Credinform
Оксана Андрейченко. — Наибольшей популярностью у россиян традиционно
пользуется черный чай, на него приходится более 80% общего спроса.
Однако доля любителей зеленого чая ежегодно растет и по различным
оценкам составляет около 20%, при этом потребителями зеленого чая
являются преимущественно женщины. Среди молодежи популярностью
пользуются фруктовые и прочие ароматизированные чаи. Совокупный объем
производства чая на территории России по итогам 2014 года составил 111,5
тыс. т, сократившись по сравнению с 2013 годом на 3%. Однако в текущем
году наблюдается положительная динамика. Так, объем внутреннего
производства чая на январь-февраль 2015 года составил 17,6 тыс. т, что
на 33% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
— Объем
импорта чайной продукции на территорию России по итогам 2014 года
составил 172,7 млн т, оставшись на уровне предшествующего года. При этом
в стоимостном выражении объем импорта составил $646 млн, сократившись
по сравнению с 2013 годом на 2%. По итогам 2014 года совокупный объем
экспорта чая из России составил 12,2 тыс. тонн в натуральном выражении,
сократившись по сравнению с 2013 годом на 10%. При этом в стоимостном
выражении объем экспорта продемонстрировал сокращение на 14% и составил
по итогам прошлого года $84,5 млн. Помимо курсовых колебаний, снижение
связано со снижением поставок на территорию Украины, которая традиционно
являлась крупнейшим получателем российской чайной продукции, —
подытожила Андрейченко.
Эксперты довольно скептично оценивают
шансы на успех чая, произведенного в исправительных учреждениях — однако
популярность напитка, по их словам, позволит занять ему определенную
нишу на российском рынке.
— Внутренний рынок для этого продукта значительно важнее, чем внешний. Но чтобы на нем укрепиться, поставить чай на полки магазинов, нужны большие средства для продвижения и рекламы. Судя по объемам поставок и продаж, средств у руководства колонии немного. Зато у них есть иной положительный элемент, который привлечет внимание. Маркетинговая стратегия может оказаться очень интересной, — отметил гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
— Россияне пьют много чая.
Мы, наверное, единственная страна в мире, которая так любит
крупнолистовой чай. В основном это черный чай из Кении, Индии,
Шри-Ланки, а китайский и индийский зеленый чай — модное удовольствие. В
зависимости страны произрастания, он будет отличаться по виду и размеру
листа, вкусовым характеристикам. Настоящий чай очень дорогой, а сегодня
россияне хотят экономить. Чем дешевле продукт предлагается, тем больше
вероятность, что его купят. Чай из исправительной системы будет
конкурировать с такими марками, как "Майский чай", "Принцесса Канди",
"Принцесса Гита" — но пока не ясно, насколько успешно, — считает
гендиректор петербургского Института кофе и чая Юлия Кантола.
Президент
и основатель "Клуба чайной культуры" Михаил Баев советует ИК-7 и ИК-8
сначала сосредоточиться и потренироваться на своем гарантированном рынке
— системе ФСИН.
— Если их чай будет стабильным брендом и
хорошего качества, им по большому счету не нужны ритейлеры, к которым
сложно попасть. Они будут продавать чай по зонам, которые будут
потреблять его с удовольствием. Тут есть большая перспектива. Я в свое
время подумывал об этом рынке, потому что чай там в большом почете, —
добавил Баев.
Комментарии 0