Эксперты: «Качество российских вооружений падает, китайских – растет»
20 марта 2013, 12:17, ИА Амител
"Китай закрепляется в качестве крупного игрока на ряде ключевых рынков, – говорится в документе. – Стремительный рост страна обеспечила в основном за счет крупных заказов из Пакистана". Однако исламская республика – далеко не единственный покупатель китайского оружия и техники. КНР расширяет клиентуру, заключая сделки с рядом новых покупателей, отмечает директор программы SIPRI по трансферу вооружений доктор Пол Холтом.
Приход Китая внес если не переполох, то сумятицу в стройную пятерку лидеров рынка: подвинуться пришлось Великобритании. Теперь Топ-5, по версии SIPRI, выглядит так: 30% рынка – у США, 26% – у России, 7 и 6% принадлежат соответственно Германии и Франции. Кто следующий? Одним из традиционных конкурентов Поднебесной принято считать именно Россию.
Так стоит ли России воспринимать Китай как серьезного конкурента на рынке экспорта вооружений? Эксперты, опрошенные KM.RU, уверены, что стоит.
Военный обозреватель Вадим Козюлин считает, что Пекин уже наступает на пятки Москве:
– Безусловно, России стоит беспокоиться, что Китай подвинет ее. Более того, он уже сейчас это делает: наши рынки непосредственно пересекаются. Китай претендует в первую очередь на те рынки, где сильны российские позиции. Это рынки государств, которые привыкли пользоваться вооружением второго уровня, то есть дешевым, простым и надежным. Теперь все эти достоинства, которыми до последнего времени могла похвастать только Россия, постепенно появляются у китайцев. На оружейной выставке в беседе с одним из приобретателей китайских вооружений речь зашла о российском вооружении. Мой собеседник заявил, что российское, безусловно, добротное, но его качество снижается, тогда как китайское постоянно растет. При этом цена у Поднебесной остается низкой. Кроме того, китайцы оказались способными интеграторами. Они берут старый корпус еще советского самолета или его клона, например, Ил-18, который давно не производится у нас, и насыщают современными приборами, навигацией, связью. Получается вполне приличный транспортный самолет, а то и бомбардировщик или самолет-разведчик, но это – уже китайский продукт.
Не сомневается в реальности китайской экспансии и главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко:
– Китай уже сейчас угрожает России как конкурент, причем происходит это на протяжении последних трех-четырех лет. Это касается рынков малобюджетных стран, то есть Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В дальнейшем конкуренция будет только нарастать.
Наиболее активно российское оружие закупают Индия, сам Китай, Алжир, Вьетнам и Венесуэла. Для последней мы являемся основным поставщиком – 66% от общего объема закупок, совершаемых республикой. Доминирует Москва и в экспорте вооружения в "горячую" Сирию: 71% совершаемых ею закупок оружия и боеприпасов приходится на нашу продукцию. Индия также традиционно покупала у России много военной техники (70% от объема импорта), но в последнее время стала демонстрировать некоторое охлаждение в этом отношении. За последние два года мы проиграли четыре индийских тендера.
В отношении других направлений России не стоит переживать, полагает Коротченко. Он считает, что растущая мощь Китая несколько преувеличена по причине неверности подсчетов SIPRI:
– Специалисты SIPRI ошибочно оценивают экспортный потенциал Китая в области вооружений и военной техники. У них нет нормальной методологии и отсутствует четкий учет всех крупнейших мировых контрактов, которые заключаются в данной сфере. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, по итогам 2012 года Китай занимает всего лишь восьмое место (с 2009 по 2012 годы – девятое место), что тоже является безусловным успехом. В противоположность SIPRI ЦАМТО оперирует конкретными показателями конкретных идентифицированных контрактов, цены которых указаны в долларах США на момент заключения контракта.
В рейтинге ЦАМТО, данные которого не совпадают с показателями из доклада SIPRI, Китай входит только в топ-10. По итогам 2012 года объем экспорта КНР составил 6,84 млрд долларов, а это лишь 2,91% всего рынка. В целом по четырехлетнему периоду (2009-2012 годы) доля первой десятки стран составила 209,73 млрд долларов – 89,23% от общемирового объема экспорта вооружений.
Впрочем, не все эксперты подвергают критике цифры, представленные SIPRI. "Я думаю, что нет оснований сомневаться в выводах и методологии подсчетов Стокгольмского института", – говорит руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. По его словам, статистику SIPRI используют как достоверную такие организации, как Российская академия наук и ООН. Кроме того, в дополнение к их докладу вышел отдельный сборник на 120 страницах под редакцией признанных авторитетов – руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова и главного научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимира Дворкина. В их работе подтверждаются выводы о Пакистане и усилении роли Китая.
Та же полярность мнений наблюдается у экспертов относительно перспектив возможного перехода России на импорт вооружений. По словам Вадима Козюлина, если политика России будет предусматривать импорт вооружений (а такая тенденция наметилась три года назад), мы обязательно будем покупать китайское оружие. "Закупки исключены: мы будем развивать собственную национальную технологическую базу ОПК, опираясь на какие-то формы кооперации с западными странами в области покупок ноу-хау и технических решений", – парирует Игорь Коротченко.
Комментарии 0