Глава Республики Алтай Семен Зубакин о перспективах строительства дороги в Китай через территорию республики и конкуренции вокруг международного транспортного коридора

18 мая 2001, 15:19, ИА Амител

- Молва опередила дела в вопросе о возможной прямой дороге в Китай. Еще нет расчетов и решений, но общественность уже четко разделились на противников и сторонников. Но вот на совете Сибирского федерального округа в феврале речь шла пока только о возможном прединвестиционном проекте. Что-то новое появилось в этом вопросе?

- Мы, наверное, не смогли объяснить людям, не довели до населения простую истину, что прямая дорога в Китай через перевал Канас - это только наши идеи, пока без расчетов, доказательств и обоснований. Политики, в том числе и я, некоторые специалисты, дорожники считают, что все-таки возможна такая дорога. А для того, чтобы определить техническую возможность и экономическую целесообразность строительства, необходимо привлечение федеральных ресурсов - не наших.

Первая задача - определить саму возможность строительства. А затем обратиться в федеральные органы, чтобы они поддержали заинтересованность в дороге субъектов Российской Федерации - Республики Алтай, участников Сибирского соглашения - и приняли решение о проработке этого вопроса. Прежде всего, выяснили, как Китай к этому отнесется, готов ли он строить свой участок дороги в Синьцзян-Уйгурском автономном районе до перевала Канас. И второе - рассмотрели вопрос о выделении средств на технико-экономическое обоснование. Сейчас такие деньги выделены.

-

Из каких источников?

- По федеральному дорожному фонду. А что такое ТЭО? Предварительное изучение ситуации, составление расчетов - может ли быть эта дорога экономически выгодна или нет? И можно ли дорогу построить по техническим обоснованиям?

-

Кто исполнитель ТЭО?

- Омская архитектурно-строительная академия. При этой академии есть центр по проектно-изыскательским работам, который в самые ближайшие недели начнет работу. То есть изучать картографические материалы, ситуацию в Китае, в СУАР, собирать данные по грузопотокам в сибирских регионах.

-

Будут ли учитываться альтернативные варианты дороги?

- Проектное задание поставлено по трем направлениям. Первое - по Чуйскому тракту и дороге через Монголию в Китай. Второе - дорога в Китай через Казахстан. Третье - дорога через перевал Канас. При сравнении этих трех вариантов дороги предстоит найти наиболее эффективный путь. В беседе с исполнителями ТЭО были затронуты и проблемы сохранения археологических памятников, экологии. Все заключения археологов, экологов будут учитываться. Такая же работа будет проводиться и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Это, повторяю, не решение вопроса о строительстве, а только изучение самой возможности строительства. А затем уже может быть принято решение по составлению проектно-сметной документации. И снова обращаться придется к археологам, экологам. А когда проект будет готов, тогда правительственная комиссия в полном составе, с участием заинтересованных ведомств, самых авторитетных ученых и специалистов примет решение по утверждению проектно-сметной документации.

- Сколько времени отпущено на ТЭО?

- Технико-экономическое обоснование может быть выдано только к концу года.

- А проектно-сметная документация?

- Еще с годик работы.

- Известно, что строительство дороги в Китай затрагивает экономические интересы соседних государств - Монголии, Казахстана. Цель "Дороги тысячелетия" в Монголии - не только транспортная магистраль через всю страну, но и так называемая "вертикальная" дорога в Китай от Ташанты. И у Казахстана свои расчеты - там хотят, чтобы прямого выхода в Китай через Республику Алтай у России не было, чтобы грузы везли через Казахстан. Как может развиваться ситуация, если Монголия "вертикальной" дорогой в Китай нас опередит?

- Заинтересованность Монголии и Казахстана понятна - дорога принесет серьезные дополнительные ресурсы. В Монголии надеются на инвестиции из арабского мира. И если они будут получены и "вертикальная дорога" в Китай будет построена - от Китая до Чуйского тракта, то прямая дорога в Китай через перевал Канас станет проблематичной. Монголия может нас опередить. Но тогда дорога в Китай будет для нас на 720 километров длиннее. Причем там такие же суровые условия, два перевала - 2 600 и 2 800 метров над уровнем моря.

-

В Новосибирске ученые говорили о конкуренции за международные транспортные коридоры, причем в обход России, чтобы она оказалась в состоянии "инкапсуляции". Это как-то проявляется со стороны "сильных мира сего".

- В дороге есть заинтересованность не только Монголии и Казахстана, но и всего мира. Недавно в Республику Алтай приезжал президент американского совета по внешней политике. Он встречался со мной, другими людьми. Одна из главных его целей - изучить вопрос о строительстве дороги в Китай. А до этого он тщательно изучал ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, интересовался историей, экономикой, тенденцией современного развития.

Дорога в Китай - это вопрос геополитический. Если транспортный мост через перевал Канас будет построена, то в будущем может встать вопрос о строительстве более мощной дороги. И тогда планы многих государств, ориентирующихся на транспортный коридор через Среднюю Азию, могут быть разрушены. Большие стратеги сейчас прикидывают: стоит ли вкладывать деньги в транспортный путь через Среднюю Азию?

-

И они заинтересованы в том, чтобы прямой дороги в Китай через Республику Алтай у России не было ?

- Те, кто собирается строить дорогу через Среднюю Азию, естественно, заинтересованы, чтобы не появились альтернативные международные транспортные коридоры. Но если они определят, что дорога в Китай через Республику Алтай более выгодна, то могут переориентироваться на нее. Есть еще политические интересы Германии, Японии, США, которые выражаются в том, чтобы строительство дороги в Китай у нас не состоялось.

-

Семен Иванович, в Новосибирске на совете федерального округа вы доказывали необходимость реконструкции Чуйского тракта. Удалось чего-то добиться?

- Мы получили на реконструкцию Чуйского тракта дополнительно 120 миллионов рублей. Реконструкция идет, но медленными темпами. Необходимо строить новый мост через Катунь в Усть-Семе, расширять тракт, спрямлять опасные участки.

Если со строительством дороги в Китай Чуйский тракт будет хорошо загружен, сразу же возникает экономическая целесообразность в строительстве железной дороги в республику. Для нас это - удешевление перевозок, возможность транспортирования огромных запасов природных ресурсов, которые мы пока не можем использовать. Это возможность перехода к контейнерным перевозкам, развития туризма и в целом экономики Республики Алтай, появления новых производств, решения многих социальных проблем. Об этом АМИ-Центру сообщила пресс-служба Правительства Республики Алтай со ссылкой на местную газету "Звезда Алтая".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров