Коллекторы не будут часто звонить должникам
Общественники подготовил поправки в закон, которые также запретят коллекторам раскрывать информацию о долгах заемщика, его родственникам и работодателю
18 мая 2015, 07:27, ИА Амител
Коллекторы не смогут контактировать с должником более четырех раз в сутки. Кроме того, вводится прямой запрет коллекторам обсуждать задолженность заемщика с кем бы то ни было, кроме него самого. Соответствующие поправки в закон о потребительском кредите подготовлены Общероссийским народным фронтом. 18 мая их планируется обсудить на круглом столе "Разбитое зеркало: как заемщикам, банкам и коллекторам не потерять свое лицо", который пройдет в Государственной думе. После чего поправки будут внесены на рассмотрение нижней палаты зампредом комитета Госдумы по экономической политике Виктором Климовым.
— Эти поправки разработаны для дополнительной защиты заемщиков, — рассказал Виктор Климов "Известиям". — К сожалению, еще встречаются случаи, когда коллекторы беспрерывно звонят или присылают SMS заемщику, делают звонки на работу, родственникам, где сообщают о его задолженности.
— Были случаи, когда информацию о долге писали на стенах подъездов. Все это недопустимо, и такую норму необходимо закрепить законодательно. После того как поправки будут приняты, нарушение будет подпадать как под административное наказание (ст. 14.57 КоАПа), которое предусматривает штраф для должностных лиц до 20 тыс. рублей, а юрлица до 100 тыс. рублей, так и уголовное (ст. 183 УК РФ), которое предусматривает до двух лет лишения свободы, — продолжил Климов.
Изменения вносятся в ст. 15 закона "О потребительском кредите", регулирующую правила возврата задолженности. В настоящее время она ограничивает только время контактов с заемщиком: коллектору запрещено звонить и присылать SMS в ночные часы. Однако максимально возможное количество звонков закон не регулирует.
Кроме ограничений на количество контактов и распространение информации о долге третьим лицам предлагаемый ОНФ законопроект обязывает коллекторов или банкиров в течение трех лет со дня окончания действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, хранить сведения о всех фактах взаимодействия с заемщиком. Как отмечает Климов, впоследствии эта информация может быть затребована контролирующими органами или судом по жалобе заемщика.
Как уже указывали "Известия", сегодня средний банковский заемщик в России тратит более 40% своего ежемесячного дохода на оплату взноса по потребительскому кредиту. Люди стали допускать первую просрочку платежа по кредиту в два раза чаще, чем это было полтора года назад. Для сравнения: по итогам I квартала 2014 года показатель был равен 38%, за аналогичный период 2013-го — 35%. Более 65% должников основной причиной пропуска платежа по кредиту называют финансовые проблемы временного характера. По данным Fitch Ratings, средние потери российских банков по кредитам за шесть месяцев 2014 года достигли 17%, в то время как за аналогичный период 2013 года потери составляли 13,5%.
По мнению экспертов, в такой ситуации предложение ОНФ вполне своевременно.
— На фоне сокращения доходов населения рост просрочки неизбежен, — считает председатель совета "Союза потребителей финансовых услуг" Игорь Костиков. — Соответственно необходима и дополнительная защита для заемщиков, которые оказались в сложной ситуации. ОНФ предлагает усилить ответственность за нарушение закона о персональных данных и четко прописать в законе. К сожалению, сейчас многие считают, что информация о долге не является персональными данными, и поэтому думают, что вправе разглашать эту информацию и другими способами давить на человека, который и так оказался в тяжелой ситуации. Однако при этом, по нашему мнению, коллекторская деятельность по-прежнему находится вне правового поля, поэтому необходимо найти комплексное решение этой проблемы.
Впрочем, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, инициатива не решит все проблемы во взаимоотношениях со взыскателями.
— В настоящее время крупные коллекторские агентства и банки, как правило, не злоупотребляют своим правом в общении с заемщиками, — говорит он. — В отдельных случаях, когда мне приходит жалоба от клиента, проблема решается в течение пары часов. Сейчас гораздо важнее правоприменение: ведь закон о персональных данных и так запрещает разглашать данные заемщика третьим лицам, поэтому необходимо работать с полицией, Роспотребнадзором, другими контролирующими органами, чтобы они внимательнее относились к таким жалобам от заемщика и вовремя принимали меры. А главной проблемой на сегодня является не давление взыскателей, а отсутствие внятных правил, которые бы давали возможность заемщику реструктуризировать свои долги. Вот над этим необходимо работать.
Участники коллекторского рынка также считают, что законопроект не станет панацеей.
— Недобросовестные участники рынка все равно найдут лазейки, как обойти требование закона, — считает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Алексей Саватюгин. — В то время как добросовестные агентства не злоупотребляют своими правами по общению с заемщиками. Необходимы не точечные поправки в законодательство, а полноценный закон о коллекторской деятельности.
Комментарии 0