Партийцы на обочине. Есть ли шансы у политических новичков на Алтае?
27 июля 2015, 14:30, ИА Амител
Состоявшийся 22 июля у здания торгового центра "Россия" митинг против повышения пенсионного возраста собрал представителей небольших партий, действующих сегодня на Алтае. Организатором митинга были активисты местного отделения "Партии "Великое Отечество" (ПВО), которую возглавляет раскрученный писатель Николай Стариков.
Неформальные наследники "Молодой гвардии"
Партия "Великое Отечество" действует на Алтае с начала 2010-х годов, практически сразу после появления ее на всероссийской политической арене. Политический возраст актива составляет примерно 25-30 лет. Большинство из них ранее не были замечены в местной политике, хотя некоторые стариковцы ране пытались проявить себя в политических объединениях, близких им по духу, т.н. "охранительного" толка – например, "Суть времени" (возглавляемое театральным режиссером и политологом Сергеем Кургиняном).
В "Великом Отечестве" убеждены, что одной из главных проблем страны является засилье управляемых из-за рубежа либералов правительстве, в то время как президент страны проводит политику в интересах большинства россиян. Подобные лозунги звучали и на упомянутом митинге. "В то время, когда президент России твердо заявил, что не следует повышать пенсионный возраст, правительственные либералы тут же выступают и говорят обратное", - заявил в своем выступлении член совета краевого отделения ПВО Андрей Соболев.
Число сторонников ПВО, "Сути времени", "Национально-освободительного движения" (возглавляет депутат Госдумы от "Единой России" Евгений Федоров), а также других объединений охранителей, на Алтае стало увеличиваться после драматических событий конца 2011 – 2012 года, когда градус политизации общества стал расти. Иногда они появляются на акциях либеральной оппозиции, где вступают в полемику или публично пытаются подвергнуть обструкции своих оппонентов. По сути, они выполняют работу, которую в свое время вела "Молодая гвардия "Единой России", пытавшаяся дискредитировать работу левой и либеральной оппозиции, но сегодня окончательно превратившаяся в младших помощников партии власти.
"Страшно далеки они от народа…"
Либеральные партии никогда не имели большой поддержки на Алтае, однако протестная акция в начале декабря 2011 года собрала до 5 тысяч человек. Впрочем, основную работу по организации той акции проводили далеко не либералы – они просто позднее умело оседлали протест, на волне которого на Алтае появилось движение "Декабристы".
Впрочем, само движение получилось неоднородным: примерно половина его участников стояла на либеральных позициях, другая же часть придерживалась левых взглядов. После ряда публичных скандалов размежевание все же случилось. Умеренные приверженцы либерализма вступили в ряды РПР – Парнас, более радикальные организовали отделение Партии прогресса Алексея Навального. Левые "декабристы" в большинстве присоединились к КПРФ.
Правда, на выборах в Барнаульскую гордуму 14 октября 2012 года "декабристы"-либералы безуспешно выдвигались от РПР-Парнас. Депутатом никому из них стать не удалось, даже опытному политику, бывшему депутату гордумы Сергею Мамаеву, которого считали негласным покровителем и одним из "кошельков" движения.
Позже некоторые лидеры "декабристов" стали фигурантами местной скандальной хроники. В принадлежащем Виктору Рау кафе сотрудниками Роспотребнадзора были обнаружены нарушения, после чего заведение было закрыто на 20 дней. Андрей Тесленко выложил в социальной сети "ВКонтакте" сомнительный "Русофобии пост", за который удостоился обыска сотрудниками правоохранительных органов.
Сегодня оставшиеся либеральные декабристы состоят в Партии прогресса, а лидер отделения Ольга Фотиева даже входит в ее федеральное руководство.
Под железной пятой партии
Небольшие объединения левого толка всегда находились на Алтае под негласным покровительством опытных деятелей из крайкома КПРФ, Так было с РКРП, РКСМ, АКМ (движение, организованное Сергеем Удальцовым). Движением в поддержку армии и др.
Неподконтрольные КПРФ группы анархистов были разгромлены еще до кампании 2011 года.
Троцкисты на Алтае так и не прижились, несмотря на многочисленные попытки столичных эмиссаров обустроить региональную ячейку.
Движение "Суть времени" одно время пыталось тесно сотрудничать с КПРФ (организация даже проводила собрания в помещении крайкома), однако "охранительный" тон кургиняновцев не устроил коммунистов, и взаимодействие прекратилось.
В свое время коммунисты пытались объединить внесистемных леваков под крышей т.н. "Марксистского философского общества", однако и эти попытки к настоящему времени сошли на нет.
Один из активистов новосибирского РКСМ студент Никита Рыжков, пытаясь оживить деятельность местного левого движения, вступил в ряды КПРФ, выступил с рядом инициатив. Но, натолкнувшись на жесткую партийную дисциплину, предпочел выйти из партии и вернуться в столицу Сибири.
Период партийной "спячки"?
"Примерно две трети из зарегистрированных у нас в крае более 50 партийных отделений (на федеральном уровне зарегистрировано более 70 партий самых разных направлений) представляют собой некий брендовый фон и мало что из себя представляют", – поделился своим мнением с "Амителом" барнаульский политолог Сергей Асеев.
"Зато две трети занимают вполне осознанные ниши, это касается именно мелких партий. Скажем, "Партия "Великое Отечество" Старикова ориентирована на более жесткую национал-патриотическую риторику, на привлечение молодежи. Члены этих партий (представляющих упомянутую треть) все активнее участвуют в различных политических мероприятиях, устраиваемых широких дискуссиях и, надо сказать, чувствуют себя вполне уверенно. В экспертной среде такие партийные проекты принято называть "спящими". При наличии заказа на их раскрутку и соответствующих ресурсов они вполне могут вырасти в серьезную политическую силу. В таких случаях кадровый потенциал этих партий вырастает довольно быстро".
Комментарии 0