Представители иностранного бизнеса в России: Нас больше волнует дешевый рубль, а не санкции против вашей страны
17 марта 2014, 13:49, ИА Амител
ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ
Россию принято ругать за неважный инвестиционный климат. Однако же за 2013 год в страну пришло $170,2 млрд. Правда, заметная часть этих денег - средства валютных и биржевых спекулянтов. Впрочем, то, что спекулянты есть, говорит об интересе к экономике России. Трудно представить себе спекулятивный иностранный капитал в Северной Корее. Прямых инвестиций, то есть тех, что идут на постройку заводов и магазинов, за 2013 год набралось $26,1 млрд. - это на 40% больше, чем годом ранее.
МАКАРОНЫ, АВТО И НЕФТЬ
Мне могут возразить: далеко не все "иностранные" инвестиции в самом деле таковые, это российские средства, выведенные в офшоры от налогов и вернувшиеся в страну ради проектов. По оценке Жюльена Веркея, аналитика INALCO, 58% денег идет в страну из офшоров.
И тем не менее в России зарегистрировано 1700 иностранных компаний, и еще 1300 фирм - это совместная российская и иностранная собственность. В каких именно отраслях предпочитают работать иностранцы? Везде, куда пускают. Правительство ограничивает доступ к недрам и к небольшому числу стратегических отраслей. Фильтрацию проводит комиссия по иностранным инвестициям. В прошлом году в нее поступило 140 заявок, лишь 8 заявок комиссия отклонила.
Несколько примеров. Известно, что выращивать сельхозпродукты - дело не очень прибыльное. А вот переработка - весьма. И вы сами в любом супермаркете можете увидеть, что переработка иностранцев куда как интересует. Среди самых громких сделок - покупка компанией PepsiCo Inc нашего молочного монстра "Вимм-Билль-Данн", а также приобретение итальянской фирмой DeCecco "Первой макаронной компании", причем это вообще единственный пример, когда DeCecco инвестировала за рубеж. В кондитерке - Nestle, в молочке - Valio...
Яркая картина и в автопроме. Создание серии "отверточных" производств считается самым удачным проектом российского правительства. Помимо этого, Renault-Nissan выкупил значительный пакет АвтоВАЗа. Российский авторынок - номер один в Европе, несмотря на то что продажи могут иногда падать, в России проще продать авто, чем где-нибудь в Германии.
Иностранное присутствие вы в прямом смысле можете видеть, если включите телевизор. Вам наверняка попадался канал Disney. Он вещает, поскольку в свое время приобрел российский телеканал "Семерка".
|
COCA-COLA УМРЕТ, НО НЕ УЙДЕТ
Говорить о том, что будет, когда наступят санкции, представители иностранных компаний не очень-то хотят. Во-первых, непонятно, что это будут за санкции. Будут ли, например, штрафы тем, кто с Россией дела не прервет. Во-вторых, не ясно, реализует ли Россия ответную угрозу. Напомним, что Совет Федерации рассмотрел закон, по которому, если Запад вводит санкции, Россия арестовывает счета всех иностранных компаний, работающих у нас. Мера спорная и крайняя, но она есть. Наконец, компании поспешными заявлениями боятся повредить бизнесу. Скажут, что из России не уйдут, - госдеп прогневают, скажут, что уйдут, - акционеры разбегутся, и неизвестно, что хуже.
- Конечно, компании боятся делать резкие шаги, - говорит генеральный менеджер Европейско-российской бизнес-ассоциации Владислав Кудрявцев. - Но трудно представить, чтобы, например, Coca-Cola отказалась от своего бизнеса в России. Компании настроены пересидеть бурю и дальше работать как ни в чем не бывало.
- Я только собирался создавать в России аграрный холдинг, - говорит один датский бизнесмен. - Возьму паузу, но от затеи не откажусь.
- Иностранные активы в "нестратегических" отраслях - типа розничной торговли - вряд ли будут трогать, - считает руководитель аналитического управления УК УРАЛСИБ Александр Головцов.
Правда, многое зависит от того, как далеко зайдут санкции. Если Россию исключат из G8 и заморозят зарубежные счета госкомпаний, это может ударить по иностранным компаниям в сфере ТЭК, говорит Головцов:
- Вероятно, Total и BP должны будут невыгодно продать свои вложения в российскую нефтянку. При этом и разработка ямальских месторождений остановится. Telenor потеряет влияние на российскую часть "Вымпелкома" и тоже, вероятно, спишет большую часть своего пакета. Наконец, E.ON и Enel могут лишиться контрольных пакетов в российских энергокомпаниях и отдельных инвестпроектах.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ХУЖЕ!
Любопытные вещи уже происходят, хотя санкций пока нет. Так, ЦБ заключил договор с известной компанией Towers Watson. Эта компания должна исследовать и решить, на сколько можно поднять цену полиса ОСАГО и нужно ли это делать вообще.
В российском офисе General Motors съезжать пока не собираются.
- Мы внимательно следим за ситуацией, но пока нет никаких указаний и предписаний, - говорит директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов. И тут неожиданно добавляет: - Нас гораздо больше беспокоит проблема обесценивания рубля. Это сильно бьет по рентабельности нашего бизнеса, заставляет поднимать розничные цены на автомобили и заново просчитывать всю экономику наших инвестиций в автопром России. Это сегодня самая серьезная угроза для бизнеса и долгосрочных инвестиций в России.
ХВАЛЕНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
- Крайне интересно, насколько западные компании зависят от своих правительств, - говорит глава РСПП Александр Шохин. - Если правительства примутся выталкивать фирмы из России, то чего стоят все эти разговоры о свободной, либеральной экономике?
Шохин видит другую угрозу: под воздействием возможных санкций упадет деловой рейтинг России, снизится доходность инвестиций, и компании захотят уйти сами.
- Но это не так просто, - заключает Шохин. - Вот мегамоллы вроде "Ашана" и "Метро", кому их продать? Россиянам? А дадут ли они хорошую цену? И смогут ли компании возместить убытки в России, построив такие же магазины, например, в Бразилии? Если убрать политический фактор, то окончательно решение каждая компания будет принимать, просчитав все последствия.
Не исключено, что какие-то компании будут, напротив, давить на свои правительства. Так, Exxon и Eni принялись разрабатывать шельф у берегов Крыма. У них были договоренности с кабинетом Виктора Януковича. Теперь они не знают, у кого подтвердить свои права, потому что разговаривать с нынешним Киевом бессмысленно. И отступать некуда - успели вложиться. Так что придется говорить с Москвой. И Москва будет, вероятно, вполне разговорчивой, если эти компании потребуют от своих правительств прекратить истерику.
Комментарии 0