Единственный способ навести порядок на дорогах России
02 февраля 2015, 15:14, ИА Амител
Почему я нарушаю
Признаюсь честно: если есть возможность нарушить ПДД и не попасться, то я это делаю. Если стоит длинная очередь на поворот налево, я объеду ее справа и вклинюсь. Если на трассе кто-то "тупит" на рельсах или впереди авария, я поеду по обочине. Не могу сказать, что я беспредельщик. Скоростной режим я превышаю в пределах пока еще "условно легальных" 20 км/ч, машину под знаком "Остановка запрещена" не бросаю, на тротуаре не паркуюсь и пьяным за руль не сажусь.
Зачем я нарушаю? Когда моя девушка, которая недавно получила права и теперь живо интересуется происходящим на дороге, спросила меня об этом, я спустя пару минут смог сформулировать ответ. Ясный, как день. Я нарушаю потому, что не могу спокойно смотреть, как за мой счет нарушают другие.
И правда: стоит встать спокойно в какую-нибудь очередь
из машин, как найдется с десяток умников, которые объедут тебя справа и
слева. Народ в больших городах просто привык тыкаться всюду, где есть
свободное место. Зачастую иррационально, когда выигрыш составит пару
секунд. Это происходит "на автомате" — никто не желает никому зла,
просто есть место и туда надо проехать. Так почему, собственно говоря, я
должен позволить другим водителям лезть вперед меня и терять свое
личное время на это?
Из истории вопроса
Вы скажете: "Хочешь, чтобы все жили правильно, начни с себя". Лет пять назад я так и сделал. Год или два я честно ездил по городу в пределах 60 км/ч, тормозил на мигающий зеленый, пропускал пешеходов, никогда не выезжал на забитый перекресток и не пытался объезжать пробки. И все бы ничего, но больше половины окружающих меня водителей исповедовали другую религию. Они ехали, как им хотелось и куда им хотелось, и оставались безнаказанными.
Я пробовал воевать. Зажимал и не пускал в ряд тех, кто туда пытался влезть. Однажды весь воскресный вечер ехал по обочине вровень с медленно ползущей очередью по трассе, не давая "объездунам" (так я тогда их называл) проскочить вперед. Очень много мне тогда кричали в окно обидных слов, но до рукоприкладства так и не дошло.
Но потом я понял, что эта борьба бессмысленна. Ты никогда не заставишь водителя, который едет перед тобой, присоединиться к твоей священной войне с нарушителем. Он пустит в ряд кого угодно, потому что ему страшно или лень ввязываться в конфликт.
Моя девушка говорит мне, что у меня слишком
больное самолюбие, и это наверняка так. Но я физически не могу уступать,
если только это не бандиты на "Гелендевагене" (а таких в наши дни все
меньше). Возможно, к старости я научусь смотреть на окружающее с
философским спокойствием и стану слушать в машине один лишь джаз. Но
пока смесь тестостерона с адреналином в моей крови мешает мне уступать. И
поэтому я нарушаю.
А как же ГИБДД?
Отвечу на этот вопрос зарисовкой. Я живу в Петербурге, и наша главная улица, как можно узнать из Википедии, называется Невский проспект. В самом его начале на него стекаются два транспортных потока — с Дворцовой площади и Адмиралтейского проспекта. Нетрудно догадаться, что по утрам там пробка, и аккурат на развилке, на островке безопасности, стоит экипаж ДПС. Каждое утро они равнодушно смотрят, как десятки водителей объезжают очередь на поворот с Дворцовой налево на Невский, и никого не штрафуют.
И так — всегда. ДПС обычно интересует пьяная езда, выезды на встречную полосу и неправильная парковка. Раньше еще интересовала тонировка, "колхозный" ксенон и наличие полиса ОСАГО. Кстати, с упразднением снятия номеров интерес к этой теме у гаишников резко упал, о чем свидетельствует возросшая популяция граждан, искренне считающих, что их машина и они сами выглядят более стильно и брутально, если на стеклах наклеена черная пленка.
В общем, относительно мелкие нарушения ГИБДД не
интересуют, и их можно понять. Как-то раз меня остановил инспектор и я
задал ему вопрос спокойно и по-приятельски, почему так мало внимания
обращают на водительские нравы. На что он мне ответил: "А чего ты
хочешь, нас — четыре экипажа на смене по всему району. Два — на разборе
ДТП, один — на эвакуации и я один, без напарника, на дежурстве". Для
наших читателей из небольших городов поясню, что район в Петербурге —
это в среднем от 200 до 500 тысяч человек, каждый пятый из которых имеет
автомобиль. И на всех работает один инспектор.
Я не знаю, правы ли те люди, которые утверждают, что ГИБДД — это большой, так сказать, финансовый холдинг с "менеджерами по продаже" на местах, "региональными управляющими", "планом по выручке" и строгими обязательствами по его выполнению для всех сотрудников.
Но даже если все эти люди врут, и коррупция в рядах правоохранительных органов не так уж хорошо организована (а может, ее и вовсе нет), то инспекторам явно хватает своих забот. Показатели фиксации нарушений, заполнение бумаг, а еще ипотека, автокредит, жена, дети и ремонт на даче. Думаю, что наведение порядка на дорогах России стоит в списке приоритетов примерно на 152-м месте.
Что же делать?
Ситуация выглядит безнадежной. Нарушение ПДД вошло в ежедневную привычку, на дорогах живут по понятиям, а ГИБДД взирает на это равнодушно, изредка наказывая особо зарвавшихся. Если принять правила игры, то в этих условиях вполне можно жить (что я и делаю). Но что если хочется, чтобы на дорогах воцарились Закон и Справедливость? В самом начале я говорил, что знаю рецепт, и я не соврал.
В России нужно ввести режим чрезвычайного
положения. Изначально на полгода, с возможностью продлить еще на
полгода, если первых шести месяцев будет мало. Нужно донести до людей,
что с определенного дня начинается жесткая и бескомпромиссная война за
безопасность на дороге. Все штрафы на период действия ЧП увеличиваются в
десять раз. За неоплату штрафа в течение недели — арест автомобиля. За
повторную неоплату — конфискация автомобиля в пользу государства. За
попытку дачи взятки — тюремный срок.
Вместо инспекторов ГИБДД на улицы нужно вывести нанятую за государственный счет "сборную мира" — полицейских из других стран, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны. Есть такая международная организация Transparency International, и у них есть индекс восприятия коррупции. Россия в их рейтинге находится на 136-м месте, вместе с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Камеруном и Ираном. В первой десятке — Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур… Нанимать нужно людей из той системы, людей, которые не развращены взятками. И платить высокую зарплату, которая окупится за счет беспрецедентно высоких штрафов.
Наших инспекторов увольнять не нужно: по одному, по двое их можно добавлять в смешанные экипажи полиции, чтобы воспринимали от иностранных коллег новые правила, а затем сдавали экзамен на переаттестацию не своему начальству, а международной комиссии. Вместе со своим начальством. Не оправдал ожиданий, замечен в мздоимстве — пожизненный запрет на профессию.
Под контролем в режиме ЧП должен находиться весь город: каждый оживленный перекресток, каждый очаг нарушения ПДД. Возможно, бригаду полицейских стоит возить на "гастроли" по городам, чтобы малыми силами охватить максимум территории.
Конечно, нужны и "меры обеспечения". Нужна возможность оплачивать штраф на месте через терминалы безналичной оплаты или наличкой с выдачей квитанции. Нужны новые ПДД, где каждая норма "разжевана" и донесена просто и понятно. Это то, что можно сделать с минимумом вложений, которые вернутся в бюджет в течение года-двух. Неплохо бы еще увеличить раз в пять дорожный бюджет, но на это нужно сначала заработать. Хорошие дороги нужно заслужить.
Непатриотично? Сурово? Неосуществимо? Пожалуй, что так и есть. Но по-другому — никак. Наказание за нарушения должно быть неотвратимым, и страх перед ним должен войти в привычку. Те, кто ездил по Европе за рулем, знают, что, вообще-то, если все по Закону, то жить становится проще. Но разнузданное общество само по себе в счастливое будущее не пойдет — его туда нужно направить. Железной и неподкупной рукой.
Не хотите? Ну тогда живите, как привыкли.
Приспосабливайтесь, нарушайте или уступайте. Но тогда не жалуйтесь,
когда вас кто-нибудь подрежет и даст в глаз, потребует взятку на пустом
месте или пробьет колеса.
Источник: Колеса.Ру
Комментарии 0