Внутри и вне Кремля: призрак смуты после эйфории
04 июля 2014, 13:44, ИА Амител
В последнее время в либеральных кругах Москвы участились разговоры о признаках явного неблагополучия в руководстве России. Некоторые лидеры фактической "пятой колонны" Запада в Москве часто пишут о "вполне ожидаемой" смене власти в стране, о том, что "Путин плохо кончит", - пишет эксперт REX Фахраддин Абосзода. Дело в том, что в стане сторонников нынешней власти, точнее, самого Путина также "не все ладно".
Павел Клачков:
В счастливые моменты воссоединения Крыма с Россией у людей возникло ощущение, что вот он, глоток воздуха настоящей свободы. Появилась надежда, что хоть сейчас не предадут. Народ инстинктивно, пусть и робко потянулся на свет новой надежды. Казалось, что вот сейчас начнется строительство нового, честного, народного государства. Население массово захотело жить. Рассвет русской цивилизации сменял временные и такие нелепые противоестественные сумерки.
Атмосфера общего подъема, светлого состояния духа совершенно не коррелировала с тем, как представлял себе благополучную жизнь олигархический класс и обслуживающая его бюрократическая прослойка, тщательно выпестованная на западные гранты, холеная и самовлюбленная. Эти маленькие российские "яценюки", не знающие ничего о русской истории и культуре, безграмотные, малообразованные почувствовали себя крайне неуютно. Способные лишь на то, чтобы играть роль комиссаров-аборигенов при западном бизнесе, они поняли, что почва начинает уходить из-под ног. Их язык - бюрократический пиджин (кластеры, инновации, рекреации) не мог дать надежный интеллектуальный инструмент для описания происходящего исторического сдвига. Этот класс "яценюков", глубоко внедренных с 90-х годов в государственный аппарат и является механизмом, тормозящим патриотический разворот Путина. Они боятся президента, не понимают его. Страх организует их в группы, группы начинают упираться, блокировать сигналы, идущие сверху.
Сейчас время шаткого баланса. Кроме собственно гражданской войны в Новороссии разворачивается смысловая, даже духовная битва в самой России. Между представителями ее гниющего периода развала и безнадеги, фанатиками западного колониализма и сторонниками сильной благополучной России. Наведение порядка в госаппарате, в СМИ – необходимые условия победы в нынешней ситуации. Никакие внешнеполитические успехи без организации крепкого и надежного тыла не дадут реального эффекта. Без зачистки пятой колонны, которая в последние месяцы просто озверела и окончательно потеряла человеческое лицо, надежды на новую, добрую и справедливую к своим гражданам страну неуместны. Не могу сказать, куда сместится баланс в итоге. Вижу, что есть целый антироссийский слой в образовании, культуре (эти просто более на виду) очень комфортно существующий в России и пожирающий с чавканьем ее изнутри.
Михаил Ошеров:
Я разделяю мнение уважаемого автора статьи, и мне очень трудно что-либо добавить - настолько подробно и внятно в ней изложено видение ситуации автором. Прогнозы могут разойтись, но моя оценка текущего состояния ровно такая же. За одним небольшим нюансом. Основная проблема лично Путина и его ближайшего окружения - личная зависимость, зависимость семей, бизнесов, денег от Запада, от США и Англии. Возможно, последние западные санкции сильно затронули именно личные интересы руководства страны.
В случае продолжения и углубления конфликта с Западом наступит или уже наступил момент конфликта личного с интересами страны. Какое решение будет приниматься? 21 февраля уже был сдан союзник - Виктор Янукович. Сейчас происходит сдача Новороссии.
Сталин оставил после себя потертый френч, несколько рублей и великую страну. А если бы у него был счет в западном банке или дачка во Флориде?
Николай Шелягович:
Ситуацию в центре лучше всего характеризует происходящее на периферии. Иногда с этим утверждением можно согласиться. Берем эксклавную российскую периферию. Там, как сообщили 1 июля (по другому календарю – это 31 июня!) почти все федеральные и региональные СМИ, случилось невероятное: по мнению калининградского губернатора в Янтарный край из Украины приезжают "подкачанные парни", чтобы "раскачать майдан". Более того, глава эксклавной периферии также считает, что эти действия поддерживают западные спецслужбы, однако российские силовые структуры "держат ситуацию под контролем".
Что значат эти сенсационные заявления губернатора? Прежде, чем попытаться дать ответ на этот интересный вопрос, надо вспомнить о событиях, которые происходили здесь накануне изгнания из должности губернатора Г.Бооса. В народе эти события получили название "мандариновая революция", с которой Георгий Валентинович справиться не смог, так как не нашел тогда высокого антигосударственного замысла в происходящем.
Несколько дней назад местные СМИ удивили регион фактом отключения от газа за неуплату семи муниципалитетов, затем удивление народа приумножили сообщением об аховом несборе денег (на более чем миллиард рублей) за потребленную электроэнергию, ну а буквально сегодня все местные СМИ цитируют заявление губернатора по итогам прошедшего в Калининграде координационного совещания по обеспечению правопорядка, с участием руководителей региональных силовых структур, где были обсуждены меры, направленные на усиление борьбы с незаконными финансовыми операциями в связи с изменениями федерального законодательства. В связи с этим глава региона акцентировал внимание на "необходимости усиления контроля над валютными операциями, чтобы пресечь отмывание и вывоз денежной массы из региона под предлогом экономической деятельности", а также "призвал силовиков тщательно проанализировать ситуацию, связанную с поджогами автомобилей, и организовать противодействие злоумышленникам (как показывает статистика, ежегодно в регионе сгорают более ста машин)".
Ну и следует констатировать тот факт, что калининградский губернатор, назначенный на эту должность еще президентом Д.Медведевым, в апреле-мае сего года не стал и.о. губернатора и не получил права 14 сентября 2014 года повторно избираться.
Теперь, когда картина маслом написана, можно и попытаться дать ответ на поставленный вопрос о значении сенсационного заявления губернатора о прибывших в Калининградскую область через Литву-Польшу правосеках. Вообще-то историческая логика прибывать сюда галичанам есть: когда-то их предок, князь Даниил Галицкий, здешние земли, которые в те времена назывались Ятвяжской Русью, пытался подчинить своей удельной власти. Анналы свидетельствуют, что он с дружиной даже побывал в столице северных ятвягов – Твангосте (нынешний Калининград) – накануне его захвата католическими тевтоно-завоевателями. Но подчинить тогда (зима 1254-1255 годов) северную часть Ятвяжской Руси ему не удалось, и она вскоре была завоевана Ватиканом и переименована на латинский манер в Порутению, что по-русски звучит как Поруссия, а на идиш и по-немецки – Прайзиш. Может быть губернатор из каких-то секретных источников знает, что правосеки-галичане едут сюда, чтобы повторить опыт своего средневекового князя?!.
Но если искать ответ на поставленный вопрос не в масштабе исторического или периферийного контекста, а в масштабе федеральных тенденций, то за словами губернатора чувствуются сильные – тревога и беспокойство… Горький опыт мандариновых событий учит своевременно реагировать, а не уповать на федеральную значимость. И подсказывает усваивать непривычную ранее лексику и политическую сообразительность. Похоже, что времена традиционной не только для Украины и Белоруссии, но и для России многовекторности уходят, им на смену грядут скорые времена все большей однозначности. И этот процесс очень своевременно и упредительно чувствуется или первым озвучивается на периферии, где совсем недавно прошли масштабные военные учения, и где недавно проводил совещание секретарь Совбеза РФ.
Александр Тимофеев:
Проблема действительно есть. Российская власть неоднородна, существуют разные группы, придерживающиеся разных взглядов. Здесь вполне уместно говорить не только о "пятой колонне", но и о так называемой "шестой колонне" - ее выделил Александр Дугин для обозначения группы, которая находится во власти и не выступает против Путина, но своими действиями тормозит его инициативы или вообще дискредитирует их. Кадры решают все. Но давайте посмотрим, где и как готовились кадры?
Когда в СССР был взят курс на интеграцию в мировую систему, в 1972 году совместно с США под Веной был создан Международный институт прикладного системного анализа. Предполагалось, что там представители советских и американских элит будут вырабатывать общие подходы к управлению мировыми процессами. На самом деле, всё свелось к элементарной вербовке и идеологической обработке советских специалистов. Примечательно, что стажировку в МИПСА проходили Гавриил Попов, Анатолий Чубайс, Александр Шохин, Андрей Нечаев, Евгений Ясин, Егор Гайдар, Сергей Глазьев, Алексей Мордашов. В Советском Союзе 4 июня 1976 года как советский филиал Международного института прикладного системного анализа был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ, ныне Институт системного анализа РАН). Там в разные годы работали Борис Березовский, Петр Авен, Николай Сванидзе, Станислав Шаталин, Юлий Дубов, Михаил Зурабов. Расцвет института пришелся на начало 80-х, когда он был вовлечен в процесс выработки решений в области стратегии экономической политики, в том числе в разработку долгосрочных программ развития Советского Союза. По задумке, институт должен был стать советской "фабрикой мысли", аналогом RAND Corporation. Но получилось, что учившиеся в МИПСА и работавшие во ВНИИСИ стали видеть мир так, как его видели на Западе. И потом они стали советской элитой, готовившей перестройку. А позже – стали управлять страной. Некоторые из указанных личностей до сих пор "рулят", при этом они подготовили новые кадры, часть которых вошла в команду Дмитрия Медведева и до сих пор занимает ряд весомых должностей.
"Пятая колонна", по сути, это уличная оппозиция. Довольно хорошее определение ее составу дал политпсихолог Александр Жмыриков:
"В нее входят, во-первых, представители псевдодемократических взглядов, получившие в период ельцинского правления значительные богатства и теперь стремящиеся повернуть вспять "колесо истории". Для них главное - добиться возвращения такого периода деградации России, при котором они могли бы и дальше безнаказанно грабить страну. Сегодня единственным гарантом их существования является "демократический" Запад, смертельно боящийся возрождения мощного восточного соседа и готовый пойти на поддержку компрадорской коррумпированной российской группировки. Запад при этом пользуется известной циничной формулой: "Мы знаем, что это сукины дети, но это НАШИ сукины дети". Во-вторых, в "пятую колонну" входят представители "малых" национальностей, проповедующих национальный экстремизм. Они хотели бы расчленить Россию, причем так, как им выгодно. Для этого им объективно нужен сильный союзник на Западе. В-третьих, "пятую колонну" составляют группы экзальтированно влюбленных в западные ценности людей. В душе они уже видят себя гражданами другой страны. Некоторые уже успели осуществить мечту, заручившись двойным гражданством. Другие еще только собираются осваивать западные территории. Однако и для тех, и для других Россия уже не является родной стороной. Тем более она не является местом, за которое можно отдать жизнь. Если таким гражданам предложат шпионить в пользу западных держав, они с удовольствием примут предложение. Наконец, четвертая группа уже открыто живет на западные подачки, открыто работая против России. Это многочисленные общественные организации, существующие на зарубежные гранты, с помощью которых оплачена их деятельность по идеологическим диверсиям, подрыву доверия к товарам и продуктам отечественного производства, экологическому шантажу и пр.".
Активность "пятой колонны" после крымских событий существенно снизилась, поскольку их выступления в поддержку Евромайдана и киевской хунты вызвали резкий всплеск недовольства среди россиян. Но активность "шестой колонны" возросла. Можно вспомнить пикировку госчиновников по поводу денег ПФР, якобы ушедших на нужды Крыма; разговоры о том, что Россия сможет восстановиться от последствий введенных санкций только через 2-3 года; данные о резком падении туристического потока в Крым в 2014 году и т.п. Все это озвучивается официально, этим демонстрируется открытость информации и плюрализм мнений. При этом чиновники громогласно поддерживают решения президента России, но своими словами и действиями дискредитируют их.
Безусловно, назрела необходимость в чистке кадрового аппарата. Но надо учитывать, что отставленные чиновники во многих случаях переходят из "шестой колонны" в "пятую", пополняя ряды несистемной оппозиции (достаточно вспомнить господина Илларионова). Кроме того, где брать новые кадры? Кто занимается обучением кадрового госрезерва? То-то и оно.
Проблема в том, что многие сейчас смотрят на Владимира Путина как на единственную надежду. Но один человек, каким бы он ни был, не может изменить всю систему. Королей всегда делает свита, и эта свита весьма неоднородна. В ней есть и те, кто хочет видеть Россию "европеизированной", и те, кто хочет видеть ее сильной, самостоятельной и независимой. И те, и другие воюют за умы россиян – ведь, в конечном счете, без народной поддержки не обойтись. Нам пора обратить внимание, что главная война идет на информационно-психологическом поле, причем внутри страны. Мы успешно работаем в этом плане за рубежом, но до своего отечества как-то все руки не доходят. И именно поэтому возникают ростки смуты. Смута в Кремле возможна лишь в том случае, если для нее есть условия вне кремлевских стен, поскольку и "пятая", и "шестая" колонны могут существовать только базируясь на внутреннем недовольстве, на социальных и экономических проблемах. Это – аксиома.
Григорий Трофимчук:
К сожалению, за последние несколько месяцев Россия несколько раз впадала в тяжкую эйфорию: после ноябрьского заявления Азарова о приостановлении евроинтеграции Украины, после декабрьского первого транша Киеву в размере 3 млрд долл., после присоединения Крыма, после референдумов на Донбассе. Но каждый раз эти эмоциональные взлёты заканчивались осознанием реальных фактов, а общая ситуация – уже не для Кремля, а для всех россиян в целом – поступательно ухудшалась. Эту ситуацию спасает лишь то, что далеко не все россияне представляют, что же на самом деле происходит на Украине и с внешней политикой России. У нас, к сожалению, даже Москву не каждый сможет показать на карте, поэтому для них по-прежнему всё хорошо, и даже ещё лучше, после получения Крыма.
Не надо быть пророком, чтобы понять: влиятельные силы внутри российской власти внимательно наблюдают за происходящим. И не только регистрируют провалы, но ждут удобного случая, чтобы размять Россию окончательно. Эти силы никак не связаны со страстным фотографом Д. Медведевым и его "особым курсом", как кому-то казалось. "Либерал Медведев" это удобная отвлекающая вывеска для настоящих действующих лиц, настоящих взрослых.
Просто после 1991 года выросло новое поколение, которое не представляет себе масштаба либеральных бед, накрывших страну в результате этой политики. И теперь Путина постараются сделать главным ответственным за происходящее, включая потерю Украины. Сам Путин за 13 лет, к сожалению, так и не нашёл времени, чтобы внятно разъяснить людям свою позицию и по "мутным девяностым", и по Ельцину, и по т.н. демократам, и даже по тому же, отдельно взятому, демократу Навальному, который активно красится в национальные цвета.
Настоящая борьба за Крым ещё не начиналась, она только разворачивается. Однако все признаки того, что дело плохо, характеризуются одной небольшой деталью: общество напрочь забыло о т.н. "вежливых людях", которые совсем недавно вошли в Крым. Потому что сразу после этого началась реальная война за полуостров, просто в других местах. Страшное количество трупов, одесских в том числе, похоронило под собой немногочисленный "вежливый отряд".
Многим невдомёк, что война в восточной Украине – это прямое следствие борьбы за Крым. И всё остальное, что последует за этой войной – тоже. Но интересно, что даже сейчас многое можно исправить. Просто Путину следует действительно провести кадровую революцию, о чём он сам, по сути, говорил перед тем, как снова стать президентом. Но вот здесь-то и кроется самая главная проблема, так как он, по всей видимости, уже никогда не сменит своё окружение. Оно будет и дальше тянуть и его, и Россию ко дну, чтобы потом сделать его крайней инстанцией. Как это часто бывает, первое лицо постараются снести те, кого оно сейчас кормит с руки, бережно заботится об их личном благосостоянии. Врагов со стороны не бывает, они включаются в процесс позже, когда начинается настоящий развал власти с помощью ближайшего окружения.
Участившиеся поездки президента в Минск внимательному наблюдателю также говорят о многом. Перед падением Советского Союза Белоруссия оставалась последней советской республикой, куда Горбачёв мог ездить совершенно свободно. Азербайджан, Грузия, Латвия для этого уже не годились. Не будем забывать и о том, что и в 1991 году чисто внешне, в советских СМИ всё было "под контролем", поэтому декабрьское упразднение огромной большой страны стало для всех неожиданностью, шоком.
Повторяю: Россия ещё может вырваться из этого капкана. Но не экстенсивными методами, не войной, в которую её уже втянули. А мозгами, интенсивным сидением на пресловутом "диване", который один только и позволяет получить продуктивное решение, в отличие от бегания с автоматом по полям.
Александр Хуршудов:
Не соглашусь с автором: он верно подметил внешние противоречия и проблемы, но есть еще глубинные процессы.
Я каждый день наблюдаю, как растет Кубань. Огромными темпами идет строительство. В каждом городе полно магазинов крупных агрофирм, они уже заняли рынки не только на Кубани, но и в Москве, в Сибири. Конечно, помогла Олимпиада, она улучшила транспортную инфраструктуру. Но никаких проблем с инвестициями и предпринимательством здесь нет. Рост производства - на 8-10 % в год, выше, чем в Китае.
А возьмите другие территории, скажем, Кострому, Хакасию или Дагестан.... Там совсем иная картина. Люди еще не отвыкли от советского образа жизни. Они ждут, когда им дадут хорошую работу и зарплату, а сами мало что могут для этого сделать. В таких регионах неизбежно приходят к власти местные кланы, они аккумулируют наиболее выгодные производства, а хозяйствовать толком не умеют.
Подъем экономики в таких регионах будет длительным и требует значительных усилий.Сейчас надо сделать упор на просвещение и обучение людей. Без этого отсталые регионы не поднять. Нужна и государственная поддержка. Но все это будет делаться постепенно, потому что главным сдерживающим фактором останется проблема самого населения.
Комментарии 0