В Третьяковке открылась выставка работ самого популярного русского американца
16 июля 2012, 10:58, ИА Амител
Работы Николая Фешина
(1881–1955) представлены во многих зарубежных собраниях, и этим он может
сравниться с такими мастерами, как Кандинский или Малевич. Правда,
сегодня крупнейшие коллекции мира не особенно стремятся приобрести
что-нибудь из его наследия. Зато современники охотно покупали Фешина,
модного портретиста межвоенной поры. Он и сегодня радует аукционы: не
так давно его "Маленький ковбой" ушел за £6,9 млн. Но писать по заказу и
заниматься искусством — две разные истории.
В Третьяковке
выставили его портреты режиссера Николая Евреинова и художника Давида
Бурлюка. Импрессионистичная, свободная, в чем-то даже небрежная манера
письма выглядит достойно и сегодня. Евреинов — интеллектуал, Бурдюк —
скорее герой варьете... Такие работы не стыдно повесить в гостиной или
отдать в специализированные собрания. В театральном музее, например,
портреты балерины Веры Фокиной и того же Евреинова смотрелись бы на
месте.
Фешинская выставка в Лаврушинском переулке — не первая в
этом сезоне. В других версиях ее показывали в Русском музее в
Петербурге и в Художественной галерее Казани (в ГМИИ Татарстана больше
всего Фешина, около 180 полотен, рисунков и скульптур). Московскую
экспозицию дополнили новые экспонаты. Впервые за десятилетия выставлен,
например, "Портрет гравера У.Дж. Уоттса" (1924) из частной коллекции.
Можно считать, что американская слава художника началась с этой картины,
отмеченной призом Томаса Р. Проктора на выставке в Национальной
академии дизайна в 1924 году. Или славу породил портрет звезды немого
кино Лиллиан Гиш, обеспечивший состоятельных заказчиков?
В
карьере Фешин сделал ставку на портрет. Из-за верности этому жанру он
был готов подставить по удар — так и произошло — отношения с Репиным
(тот, впрочем, тоже ученика не особенно любил и не очень высоко ценил
его профессионализм). Здесь случались очевидные удачи, как портрет
художника Виталия Тихова (1876–1939) из Русского музея, также
показываемый в Инженерном корпусе: нервный, эмоциональный, с заостренным
взглядом — даже и не скажешь, что Тихов был сперва салонным
авторитетом, а затем певцом стахановок завода имени ОГПУ.
Репин
был прав: Фешин обещал больше, чем сделал. Выставленные в Инженерном
корпусе натюрморты и ню 1910-х годов (последним уделена целая стена в
первом зале) показывают, мастером каких масштабов он мог бы стать, если
бы не стремление видеть в искусстве лишь источник заработка, а
возможность путешествий по невидимым пространствам.
Эпоха
ломала хребет и не таким, как он. Фешин, впрочем, не особенно
сопротивлялся. Кураторы выставили портрет Ленина его кисти, датированный
1918 годом и хранящийся в Казани. Председателя Совнаркома художник
живьем никогда не видел, рисовал по фотографии. Получилось — как часто у
Фешина: по-светски холодновато и нейтрально. Лидера революции привычнее
видеть застывшим монументом, но миф о вожде еще не сформировался,
каноны отсутствовали. Дерзостью такой портрет не выглядел.
Фешин был
аполитичен, лучшие его работы связаны с этнографией — сперва чувашей и
марийцев (вызывающая наибольший интерес часть выставки), затем индейцев и
латиноамериканцев.
Поселившись в Таосе в штате Нью-Мехико,
Фешин попал в интернациональную среду художников, мечтавших об эскапизме
ради служения искусству. Своей цели они добились, но дорогой ценой:
почти никто из них не вызывает сегодня интерес у историков искусства.
Фотографии
дома в Таосе, который Фешин строил много лет, украшают последний зал
московской выставки. В доме он пожить не успел, отдав его при разводе
жене. Расставание оказалось драмой, но даже она не смогла повлиять на
его отношение к искусству. Ведь художники-революционеры, как Сезанн или
Кандинский, рождаются в результате не внешней, но внутренней биографии,
тонкие материи здесь важнее фактов. В случае же Фешина виртуозная
техника победила в художнике мыслителя. Результат налицо.
Комментарии 0