Госслужащих вновь отправляют следить за бизнесом

17 декабря 2012, 08:42, ИА Амител

Госслужащих вновь отправляют следить за бизнесом Аппарат правительства на прошлой неделе представил премьеру Дмитрию Медведеву окончательные предложения Минэкономразвития по заполнению правительственной квоты в советах директоров (СД) госкомпаний (есть в распоряжении "Известий"). В соответствии с ними число госслужащих в руководящих органах предприятий с госучастием (ОАО, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением правительства № 91-р) возрастет со 140 до 163 человек.

Как сообщил в письме главе правительства директор департамента экономики и финансов Валерий Сидоренко, Минэкономразвития предлагает вернуть чиновников в совет директоров РЖД — туда выдвинуты замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков и Алексей Цыденов, заместитель министра транспорта. В "Газпром" предлагают направить заместителя министра регионального развития Владимира Когана, еще одного заместителя министра экономического развития Олега Савельева и заместителя министра энергетики Павла Федорова (его кандидатура также будет предложена в совет директоров "Транснефти"). В "Зарубежнефть" придет Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики. Согласно планам правительства, появятся в советах директоров ФСК и "Холдинг МРСК" отсутствовавшие там госслужащие (это будут замминистра энергетики Михаил Курбатов и член президентской комиссии по ТЭКу Сергей Шматко). Увеличится присутствие чиновников в "Росагролизинге" (1), "Интер РАО ЕЭС" (2), "Ростелекоме"(1), АК "Алроса" (2) и других.

Интересно, что менее двух недель назад глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявлял, что сообщения о возврате чиновников в советы директоров не соответствует действительности — "увеличения не будет". Однако предложенный его ведомством список говорит об обратном. 

Свою идею вывести чиновников из советов директоров госкомпаний Дмитрий Медведев озвучил в первый раз в начале 2008 года, еще когда был только кандидатом в президенты. В 2011 году он с трудом, по его собственным словам, добился выведения из советов директоров всех министров и вице-премьеров, а в апреле 2012-го, в самом конце своего срока, распорядился, чтобы к 2015 году в СД не было чиновничьего духу вообще.

Количество компаний с госучастием, в советах директоров которых предусмотрена заполняемая по предложению правительства квота, в 2013 году составит 63. Шесть из этих компаний — новички в списке (например, "Российские ипподромы" и концерн "Автоматика). 

Как следует из документов, оказавшихся в распоряжении "Известий", в текущем году в советах директоров заседало 140 госслужащих, их число предложено увеличить до 163 человек. Изменение числа можно было бы назвать рабочим процессом — ведь в списке появилось шесть новых компаний, а количество компаний, где число госслужащих увеличивается (17, это около 30% от анализируемого количества), немногим превышает перечень компаний (11), где число госслужащих падает. 

Но если уменьшается число чиновников, например, на Приокском заводе цветных металлов, в ЦНИИ "Электроприбор" и Центре технологий судостроения и ремонта, то на противоположном полюсе очень чувствительные с точки зрения бюджета и политики названия — "Газпром", РЖД, "Алроса", "Ростелеком" и др.

Формально прежнее распоряжение премьера не нарушено — ни одного министра в списке нет, а замов до 2015 года предлагать можно, дух самой идеи серьезно подправлен, если не выхолощен. Окончательный список еще может измениться, но вряд ли всех чиновников заменят на независимых кандидатур. 

Кстати, изменения в числе независимых директоров, которых правительство включило в списки, на сегодняшний день не так драматичны. Их число планируется увеличить на 18 человек (с 90 до 108), увеличится их представительство в 19 компаниях, упадет — в 11. Это, например, ВТБ, Россельхозбанк, "Зарубежнефть". На "Первом канале" и в "Российских космических системах" их теперь не останется вовсе. 

— Назначение вместо чиновников независимых директоров оставляет открытым вопрос, как последние будут защищать интересы государства. Независимый директор по определению должен исходить из соображений сугубо экономической целесообразности, но государственные интересы с интересами экономическими совпадают не всегда. Логичнее, чтобы государственные интересы представлялись людьми, с государством связанными, при всех рисках такого положения дел, — отмечает доцент кафедры теории и практики госуправления Высшей школы экономики Павел Кудюкин.

Он согласен с мнением, что эта ситуация говорит о свертывании инициативы, провозглашенной Дмитрием Медведевым в бытность его президентом. 

По словам вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, на деле многие независимые директора оказались представителями тех же самых чиновников.

— В итоге каких-то серьезных изменений в контроле за компаниями не произошло, просто сама схема усложнилась — чиновник не напрямую членствует в совете, а делает это через своего доверенного представителя.

Эксперт приводит пример c управляющим директором компании Nord Stream Маттиасом Варнигом. Этим летом было объявлено, что он возглавил совет директоров "Транснефти". Внешне это могло быть истолковано как верх реформ в этой сфере, потому что Варниг — иностранец, рассуждает Макаркин. Однако этот гражданин Германии является, пожалуй, самым близким к Кремлю немецким менеджером, пользуется полным доверием российcкой власти.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров