«Вторую беду» России ликвидировали росчерком пера

Дмитрий Медведев нашел способ обеспечить страну хорошими дорогами

28 апреля 2013, 08:13, ИА Амител

Премьер подписал распоряжение о новых методиках расчета максимального размера платы за проезд по платным автодорогам, который позволит не ограничивать цену полутора рублями, как сейчас. Скоро документ будет отправлен в Госдуму. По замыслу премьера, это должно привлечь инвесторов вкладываться в строительство дорог, и обеспечить автомагистралями все города и веси России. Об этом пишет СП.

По существующему законодательству, если платными становятся дороги, проходящие "в местах исторического проживания людей", то есть, фактически во всех российских городах и поселках, то "для снятия социальной напряженности", при установлении максимального размера оплаты нужно учитывать "социальный подход". И размер оплаты за проезд по такой дороге, рассчитанный с учетом этого самого "социального подхода", может быть не больше 1,5 рубля.

Однако, как считает премьер Медведев, такая цена не может обеспечить необходимый уровень доходов частному инвестору, позволяющий возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию дороги в соответствии с концессионным соглашением. В результате у государства могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации дорожной инфраструктуры.

Стоит пояснить, что сегодня большинство платных дорог в России строятся за счет государства, и их строительством занимается госкомпания "Автодор". Но она собирается привлекать к этому делу частных инвесторов. Однако, как говорят в "Автодоре", затраты инвесторов не будут окупаться, если взимать с водителей всего лишь 1,5 рубля за километр, поэтому возникнут трудности с их привлечением.

Сейчас проектов концессии всего два: строящийся 18-километровый участок объездной дороги вокруг Одинцово в Московской области, и новый участок трассы Москва - Санкт-Петербург, который возводится совместно с французскими инвесторами. Одинцовская дорога находится явно "в местах исторического проживания", поэтому стоимость проезда по ней будет ограничена, если, конечно, не примут нового закона. Ну, а по платной трассе от Москвы до Питера стоимость проезда может составить 1,75 - 2,60 рубля за километр.

Отметим: в рамках заключенных концессионных контрактов из федерального бюджета прямо и косвенно покрывается почти половина инвестиционной стоимости проектов. Это означает, что россиянам придется дополнительно оплачивать за проезд по дорогам, которые построены на их же налоги, которые они платят в бюджет.

- Во-первых, платная дорога, сама по себе, противоречит сразу двум статьям Конституции России: статье 27, гарантирующей гражданам свободу передвижения, и статье 19, говорящей, что все равны перед законом, независимо от социального и материального положения, – комментирует "СП" вице-председатель "Движения автомобилистов России", адвокат Леонид Ольшанский. – Если у человека много денег, то сможет поехать по хорошей платной дороге, а если он врач, инженер, учитель и так далее, и денег у него немного, то должен ехать в обход по разбитой грунтовке?

Во-вторых, Медведев и Путин постоянно говорят о том, что главная цель нашего государства – это социальная справедливость. Но какая же это справедливость, если цена будет расти, и станет просто не по карману простому россиянину. Ведь совершенно очевидно, что она продолжит расти и дальше, в случае принятия новой методики расчета".

И все этот происходит на фоне того, что в стране растет социальное напряжение, поднимается оппозиция, а автомобилисты – это мощная сила. Только частных машин в России сегодня 40 млн. Люди будут сначала негодовать, затем - не платить, потом начнут ломать шлагбаумы и перекрывать дороги… По моему убеждению, платные автодороги – источник социального взрыва", - предупреждает эксперт.

"Теперь стоимость платных дорог может вырасти и до трех, и до пяти, и до десяти рублей за километр, учитывая, что затраты действительно большие. Точную цифру назвать сложно, скорее всего, она будет зависеть от региона и особенностей дорожного покрытия", - цитирует портал Finam гендиректора City Express Алексея Кичатова. По его мнению, повышение стоимости может привести к тому, что автолюбители вовсе откажутся там ездить, и по ним будут гонять только дальнобойщики и прочие "коммерсанты", у которых затраты на проезд окупаются. Автомобилисты предпочтут стоять в пробках. Но если власти окончательно запустят состояние бесплатных дорог, то люди будут просто вынуждены пользовать платными. А такого принуждения от наших командиров ожидать очень даже можно.

Космические дороги России

В конце прошедшего года глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин привел такие данные: около 40 тыс. российских населенных пунктов до сих пор не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием. Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире (136-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index за 2012-2013 годы). По оценке экспертов, подготовивших рейтинг, хуже, чем в России, дороги в лишь таких странах, как Украина, Габон, Гвинея, Монголия, Гаити и Молдова.

В прошлом году Генпрокуратура России, проверив качество дорожного покрытия, пришла к выводу, что каждое пятое ДТП в стране случается именно из-за плохих дорог. По данным ведомства, в России более 60 % дорог регионального и местного значения не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. А в отдельных случаях разрушение муниципальных дорог представляет реальную "угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан".

И это не удивительно, ведь, по словам замруководителя Росавтодора Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века. "В год мы ремонтируем чуть более 10 % федеральных автодорог, то есть 1 км федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в 10 лет, а каждый километр территориальных дорог – раз в 70 лет", – сообщил глава дорожного ведомства.

Одной из главных причин катастрофического состояния дорог в России принято считать отсутствие достаточного финансирования. По крайней мере, так любят говорить чиновники. Действительно, в начале 2000-х годов дорожная отрасль хронически недофинансировалась из бюджета, но сейчас ситуация резко изменилась. В последние годы бюджет Росавтодора скромным не назовешь.

Суммарный объем федерального и регионального дорожных фондов уже перевалил за триллион рублей. В прошлом году размер федерального дорожного фонда России составил более 391 млрд рублей, а в нынешнем он вырос до 450 млрд рублей. Для сравнения: на космические программы, включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов, государство в 2013 году направит всего около 179 млрд рублей. Выходит, Россия тратит на ремонт и строительство автомобильных дорог почти в три раза больше, чем на космос. Так почему же российские дороги по-прежнему остаются самыми худшими в мире?

Потому что строить дороги в России очень дорого, утверждают чиновники Росавтодора, а применение евростандартов при проектировании и строительстве повышает их стоимость примерно на 15 %. При этом чиновники оправдываются тем, что на российских дорогах наживаются вовсе не подрядчики, которых они нанимают, а смежные отрасли. К примеру, региональный рынок песка и щебня сильно монополизирован, и цены на нем запредельные. А может, причина дороговизны дорог все-таки в подрядчиках? Кто они?



Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Сергей Вдовин

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров