Аудиторы пожаловались премьеру на недофинансирование «коммуналки»

23 мая 2013, 10:07, ИА Амител

Аудиторы пожаловались премьеру на недофинансирование По информации "Известий", организации коммунального комплекса не смогли полностью освоить выделенные на инвестиционные программы средства. Это следует из доклада председателя Счетной палаты (СП) премьер-министру Дмитрию Медведеву. С 2010 по 2012 годы компании утвердили инвестиционные программы на 427 млрд рублей. Однако профинансировано было лишь 53,4%, при этом, несмотря на дефицит выделенных средств, кассовые расходы оказались еще меньше — 41,4%. СП констатирует недостаточные темпы реализации инвестиционных программ. Эксперты же уверены, что инвестиционные программы значительно завышаются, но по факту освоение бюджетных средств не выливается в конкретные результаты — модернизацию ЖКХ, так как часть денег уходит на нецелевые траты.

В докладе Сергея Степашина подчеркивается, что кардинальных улучшений в жилищно-коммунальном комплексе за 2008–2012 годы не произошло. Мероприятия в сфере энерго- и ресурсосбережения выполняются не в полном объеме.

Глава СП сообщает, что на начало 2012 года 119,8 млн кв. м жилищного фонда имели изношенность свыше 66%. В ветхом и аварийном состоянии находилось 98,9 млн кв. м. Более 50% основных фондов коммунального хозяйства отслужило установленный нормативный срок.

"Сложившаяся в жилищно-коммунальном комплексе система хозяйствования в совокупности со значительным износом основных фондов способствует сохранению высокой степени аварийности", — говорится в отчете.

Только в 2011 году было ликвидировано более 202 тыс. аварий на объектах тепло- и водоснабжения.

Кроме того, до сих пор нет утвержденных правил работы частных компаний, а также единых стандартов качества оказываемых услуг, за счет чего возникают предпосылки к "финансовым злоупотреблениям".

Несмотря на критическое положение ЖКХ, на реализацию инвестпрограмм было выделено 53,4 % утвержденных программных показателей — 227 867,7 млн рублей. При этом кассовые расходы составили 177,2 млрд рублей. Разница в размере 50,8 млрд осталась на счетах бюджетополучателей.

В СП "Известиям" пояснили, что финансирование осуществлялось как за счет средств самих организаций коммунального комплекса, так и за счет средств бюджетов соответствующих уровней. При этом бюджетные средства составляли 18,3 млрд рублей, или только 8% общего объема финансирования, средства организаций коммунального комплекса — 209,5 млрд рублей, или 92%.

— Очевидно, что разница в размере 10% неизрасходованных средств зависла на счетах бюджетополучателя, при этом их легко похитить, а если бюджетополучатель обанкротился или скрылся — и того проще. Как правило, деньги исчезают после того, как бюджетополучатель и тот, кто выделил средства, договариваются об их распиле в приятных пропорциях и банкротят компанию, на счетах которой зависли деньги, — уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По мнению аналитика "Инвесткафе" Дарьи Пичугиной, причиной недофинансирования конкретных проектов могло стать отсутствие на рынке подрядных организаций, которые организовали бы проведение работ.

В СП отмечают, что до сих пор не осуществлен переход к экономически обоснованным ценам и тарифам на жилищно-коммунальные услуги.

— В сетевом комплексе впору говорить не про недофинансирование, а скорее про перерасход средств, — рассуждает аналитик Дойче Банка Дмитрий Булгаков. — Так, эксперты в одном из документов по сетевой стратегии указывали на то, что стоимость строительства подстанции высокого напряжения в России на 50–60% выше, чем в Западной Европе, а стоимость строительства линий высокого напряжения выше на 20–55%. Здесь правильнее было бы говорить про необходимость большей эффективности расходования средств, большей прозрачности инвестпрограмм.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что деньги, выделенные на инвестпрограммы, были частично разворованы через систему откатов, а также с помощью повышения тарифов, в которые закладывается инвестиционная программа.

— Если мы проверим на практике расходование средств на ремонт сетей, то мы увидим, что по факту ничего не сделано. Как правило, 60% средств воруются на стройках, остальные 40% — за счет определенных криминальных схем, связанных с тарифами, когда частные владельцы подстанций могут повышать их по своему усмотрению, — сказал Кабанов.

Судя по всему, завышение инвестиционных программ произойдет и в этом году, так как СП предупреждает о резком росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ряде субъектов и муниципальных образований по причине "непродуманных действий органов власти".

В Минрегионе "Известиям" не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров