Эксперт: Россия попала в греческий капкан

В последнее время только председатель правительства Дмитрий Медведев говорит, что российская экономика переживает не серьезную болезнь, связанную с системными ошибками и просчетами в предыдущие годы, а небольшую хворь, вроде насморка

24 мая 2013, 16:28, ИА Амител

У министров экономического блока, лучше знакомых с ситуацией, настроение менее оптимистичное. Об этом пишут Км.Ру.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов предупреждает о скорой рецессии и добился разрешения на использование резервных фондов бюджета. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2014 году бюджет недосчитается 664 миллиардов рублей доходов, из-за этого дефицит составит 0,6% ВВП против запланированных 0,2%. Опережающими темпами будут расти объем импорта и курс рубля, а объем инвестиций и уровень внутреннего потребления – наоборот, падать. Проще говоря, бюджет трещит по швам и дело плохо, как бы нас ни уверял в обратном Дмитрий Медведев.

С неутешительным прогнозом выступил главный экономист "Ренессанс Капитала" Иван Чакаров. Как пишут "Ведомости", эксперт считает, что российская экономика попала в куда более неприятную ситуацию, из которой ей придется выбираться все ближайшее десятилетие. Речь идет о так называемой "ловушке среднего дохода", когда быстрорастущая страна за несколько лет исчерпывает конкурентные преимущества, связанные с низкими издержками, и сталкивается с резким ограничением роста.

В своих расчетах Чакаров опирается на недавний доклад американского Национального бюро экономических исследований (NBER), в котором утверждается, что такая ситуация возникает, когда производство ВВП на душу населения приближается к 16 000 долларов. Этот показатель в России в текущем году будет составлять в среднем 16 016 долларов.

Страны, попавшие в ловушку, могут потерять до 62% темпов роста в сравнении со средним показателем за предыдущие семь лет. Для России это означает, что ежегодный темп примерно в 4,5% с учетом резкого спада в кризисном 2009 году сократится до 1,6%. Цифра полностью совпадает с данными Росстата по итогам роста российской экономики в первом квартале, подчеркивает Чакаров.

Через испытание коварной экономической ловушкой уже прошли другие страны. США впервые попали в нее в 1963 году, казалось бы, удачно перескочили, но снова угодили в застой в 70-е годы вместе с развитыми государствами Европы. То же самое произошло в начале 80-х годов в Великобритании, Сингапуре и Гонконге. В начале 90-х годов жертвой стала Япония, а в конце десятилетия в таком же положении оказались Корея и Тайвань. Затем по их пути последовала Аргентина.

Однако Чакаров считает, что в России, вероятнее всего, события будут развиваться по самому тяжелому, греческому сценарию. Греция достигла уровня в 16 000 долларов на рубеже 80-х годов. За следующее десятилетие быстрый рост сменился стагнацией и рецессиями, безработица выросла в 2,5 раза, инфляция – в 1,6 раза, рост производства замедлился с 10 до 1%. Вместо того чтобы проводить болезненные, но необходимые реформы, власти страны начали наращивать госдолг. Если в начале 80-х он составлял примерно 20% ВВП, то к концу 2011 года вырос до 170%, став катализатором долгового кризиса всей еврозоны.

Чакаров не исключает, что нынешнее российское руководство ради сохранения своей власти может все больше полагаться на увеличение государственного долга и действовать по принципу "занимай и трать". Об этом, в частности, говорят развороты назад в пенсионной, в других экономических и политических реформах, которые могли бы помочь избежать ловушки.

"Россия может стать новой Грецией", – делает вывод эксперт. Это приведет к тому, что страна на 7-10 лет попадет в ситуацию, когда темпы ее роста не будут превышать 2% в год, а рост дохода на душу населения – 1,9 против 5% в прежние годы.

Тревогу главного экономиста "Ренессанс Капитала" разделяют и другие эксперты. По мнению Дмитрия Белоусова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Россия уже выходит из стадии ценовой конкуренции: уровень цен на энергоносители и зарплат – европейский при неевропейской энергоэффективности и намного меньшей производительности труда.

"Сейчас наше главное все – инвестиции. Нам есть что изменить в институциональной сфере, чтобы повысить инвестиционную привлекательность. Запуск инвестиционного процесса создаст условия уже для запуска инновационного, но до этого еще жить и жить, – говорит Белоусов. – Долгое время расти на 1,5-2% в год Россия не сможет. Набран такой объем обязательств и ожиданий, что при негативном развитии событий не хватит ресурсов ни у государства, ни у бизнеса". 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров