Критики объяснили, почему в России 4-й год подряд падает интерес к отечественному кино

29 декабря 2013, 12:24, ИА Амител

Вчера, 28 декабря, отмечался День кинематографа. Именно 28 декабря 118 лет назад браться Люмьер представили публике свои творения в подвале "Гран-кафе" на бульваре Капуцинок в Париже.

Сегодня критики отмечают, что этот год вышел для отечественного кино богатым на события, но у российского кинематографа достаточно и проблем. Об этом пишет lifenews.

- Настроение у меня мерзопакостное. Что можно сказать? Только это, - говорит режиссер Николай Досталь.

Режиссер фильмов "Облако-рай" и "Маленький гигант большого секса" только что вернул Фонду кино 30 миллионов рублей, выделенных на его новую картину. По словам мэтра, на эти деньги сегодня ничего достойного не снимешь - нужно в 4 раза больше. 

- Они имеют право до 70 процентов финансировать. Но всегда финансируют, дай бог, процентов 20–30, - говорит режиссер. - Вероятно, потому что хотят всем сестрам по серьгам. Чтобы было больше-больше фильмов.

В 2013 году на отечественный кинематограф государство выделило 500 миллионов рублей. Финансовую поддержку получили 36 проектов. Получается примерно 13 миллионов на картину. 

Для сравнения: бюджет военной драмы "Сталинград" - самого кассового отечественного фильма уходящего года - почти миллиард рублей. 

- Из 50 картин, дай бог, 2–3 окупаются. Такие фильмы, как "Горько", "Елки", "Сталинград", - с такой мощной рекламой и большим бюджетом. А большинство не окупаются, - говорит Досталь. - Здесь, конечно, должен работать институт меценатства, благотворительности, чего у нас нет.

Один из отечественных кинохитов этого года - "Географ глобус пропил" Александра Велединского. Бюджет картины даже по российским меркам скромный - 80 миллионов рублей. Здесь нет ярких спецэффектов. Простая житейская история об учителе географии с Константином Хабенским в главной роли. 

- Все искали героя среди блокбастеров, среди комедий, а он оказался совсем не там, где его искали. Так и получается. Я его тоже не искал, - объясняет успех картины режиссер и сценарист Александр Велединский. - Мне кажется, что чем больше будет нормальных человеческих историй, тем быстрее наше кино оздоровится.

Слова Велединского подтверждает хотя бы тот факт, что один из самых популярных фильмов последних лет - "О чем говорят мужчины" принес своим создателям более чем в шесть раз большую сумму, чем было потрачено на его производство ($1,95 млн и $12,06 млн соответственно). В то же время "Сталинград" Бондарчука, на который потратили 30 миллионов долларов, в прокате принес $118 млн.

- Прекратить выделять деньги на производство! - предлагает рецепт оздоровления российского кинематографа критик Давид Шнейдеров. - Как сказал мой хороший друг Александр Атанесян, продюсер, который не умеет найти деньги себе на кино, должен идти работать дворником. Потому что у него такая работа - находить деньги. Не "разводить" государство, не получать деньги на халяву. Я знаю российский фильм, на который Фонд кино выделил полмиллиона долларов. Этот фильм шел одной копией в одном кинотеатре один сеанс в день одну неделю. И собрал в прокате 122 млн долларов! 

По мнению кинокритика Сергея Сычева, все разговоры о кризисе отечественного да и мирового кинематографа - на совести самих зрителей.

- В мире каждый год производится сотня шедевров - документального, анимационного, экспериментального, игрового. Но где все эти фильмы? Их кто-то смотрит? Зрителю они не нужны, - говорит эксперт. - Сказывается и нехватка кинотеатров - в России их чуть более тысячи. Борьбу за прокат выигрывают только раскрученные, коммерчески успешные картины. А художественная ценность проекта сегодня - дело десятое.

Поэтому, по словам многих российских режиссеров и кинокриков, качественные, но не кассовые фильмы на большом экране - скорее исключение, чем правило.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров