Убытки РФ от потери «Экспресс-АМ4R» достигнут 19 млрд руб. за 3 года

17 мая 2014, 08:24, ИА Амител

Единовременные убытки от потери при запуске спутника вещания "Экспресс-АМ4R" составили 10,64 млрд рублей. Самое дорогое из потерянного — сама полезная нагрузка: полная стоимость спутника по страховым документам — 7,8 млрд рублей. Далее следует стоимость самой ракеты "Протон-М" — 1,521 млрд рублей (в ценах Роскосмоса на 2013 год), 447 млн за разгонный блок "Бриз-М", порядка 170 млн рублей за головной обтекатель, 690 млн стоят услуги по запуску, еще 20 млн рублей стоит транспортировка ракеты на космодром. Итого российскому бюджету один подобный запуск "Протона" обходится в 2,84 млрд рублей. Плюс стоимость спутника, оцененного в 7,8 млрд, пишут "Известия".

Сумма потерь будет увеличиваться в течение 2,5–3 лет, пока не будет построен новый спутник. Всё это время Россия будет вынуждена арендовать отсутствующие мощности у зарубежных, либо частных российских вещателей, на что придется выделять дополнительные бюджеты.

Приблизительно $80 млн в год стоит емкость на спутнике с такими характеристиками, как "Экспресс-АМ4R", — говорит исполнительный директор вещательной компании "Орион Экспресс" Александр Каплинский.

$80 млн можно смело умножать на 3 года — и считать, что нам нужно $240 млн (по курсу на 16 мая это 8,3 млрд рублей), говорит член-корреспондент российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

— Раньше, чем через три года новый спутник на орбите не заработает, даже если его удастся сделать быстро, — заявил он. — А сейчас еще непонятно, кто его будет делать. Основных производителей спутников в мире пять: три американских и два европейских. И если санкции коснутся этих технологий, то за прежние деньги нам такой же аппарат уже не сделать, это будет и сложнее, и дольше, и дороже.

Глава российского представительства EADS Astrium Владимир Терехов не смог ответить на вопрос, готова ли компания сделать еще один аппарат типа "Экспресс-АМ4".

— Я не могу дать однозначный ответ, но когда оператор обратится к нам с запросом, мы изучим все возможности. В полезной нагрузке "Экспресс-АМ4R" есть американские детали, и сейчас я не могу сказать, в каком режиме будет осуществляться их экспорт в третьи страны в дальнейшем. И никто, видимо, не может сказать, поскольку никто не знает, какой пакет санкций будет после выборов на Украине.

Андрей Ионин предположил, что даже если европейские компании — производители спутников смогут сохранить для себя контракты с российскими заказчиками, процесс передачи технологий будет заморожен — как минимум временно.

— Говорить о совместных предприятиях, трансфере технологий теперь уж точно не приходится. Если западные производители раньше нас отсекали от самых передовых технологий, то теперь, скорее всего, будут отсекать просто от всех новых. И будут делать спутник исключительно под ключ: "Вот вам вход, выход, а что внутри, вас не касается..." EADS ведь, по сути, государственная компания, ею управляют правительства Франции и Германии. Как политическое руководство скажет, так EADS и сделает.

"Экспресс-АМ4R" был потерян рано утром 16 мая, вскоре после запуска носителя "Протон-М" с Байконура. Разрушение третьей ступени ракеты произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива, по заверениям представителей Роскосмоса, сгорели в плотных слоях атмосферы.

"Экспресс-АМ4R" строился как замена спутнику "Экспресс-АМ4", который был потерян в результате нештатной ситуации при его запуске 17 августа 2011 года. В тот раз аварийно сработал разгонный блок "Бриз-М", из-за чего "Экспресс-АМ4" оказался на нерасчетной орбите.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров