В России назревает волна протестных акций рабочих автомобильных заводов

16 октября 2014, 12:26, ИА Амител

В России назревает волна протестных акций рабочих автомобильных заводов. По информации "Известий", впервые за 5 лет сотрудники "АвтоВАЗа" выйдут на митинг против сокращения рабочих мест, а на питерском заводе Nissan рабочие уже используют прописанную в Трудовом кодексе сдачу крови, чтобы избежать работы в выходной день. В Калуге профсоюз завода Volkswagen ведет переговоры с администрацией, призывая индексировать зарплаты на уровень инфляции и не прибегать к сокращениям. В случае отрицательного решения по последнему пункту фольксвагеновские сборщики обещают "поработать" над имиджем компании.

Рабочий "АвтоВАЗа" получает в 100 раз меньше топ-менеджера

― Мы готовим сейчас акцию протеста. Все-таки решили провести ее, потому что рабочие нам стали говорить — что вы молчите? На следующей неделе мы подаем заявку в администрацию Тольятти совместно с региональным представительством КПРФ. Главный мотив акции ― массовые сокращения рабочих, ― рассказал "Известиям" Петр Золотарев, лидер независимого вазовского профсоюза "Единство" (входит в Межрегиональный профсоюз работников автопрома, МПРА).

Приблизительная дата акции ― 25 октября, но дислокацию митинга и точную дату еще предстоит согласовать с администрацией города. Золотарев отметил, что еще в начале года профячейка предлагала администрации завода отказаться от сокращения рабочих и взамен провести ревизию расходов на содержание административного аппарата.

― Это и чартерные рейсы, и прочие полеты, и шикарно обставленные кабинеты руководства. Бу Андерсон декларирует, что руководители высшего звена пересели на вазовские машины с автомобилей Infiniti, но мы этого не видим. Мы говорим: "Вы это декларируете, а давайте мы проверим!" Нас не допускают к контролю за теми мерами, которые принимает организация ради экономии денег "АвтоВАЗа", ― негодует профсоюзный активист.

В официальном финансовом отчете предприятия за первое полугодие 2014 года указано, что всего за указанный период на зарплаты членов правления (коллегиальный исполнительный орган) потрачено 159,9 млн рублей. Учитывая количество членов правления (их 12), получается, что ежемесячно каждый топ-менеджер "АвтоВАЗа" зарабатывает в среднем по 2,2 млн рублей. В то же время, по словам Золотарева, нормальной зарплатой для человека на конвейере считается сумма от 15 тыс. до 20 тыс. рублей.

Кроме того, активисты "Единства" не понимают, куда делись деньги, которые "АвтоВАЗ" получил от правительства на сохранение рабочих мест. В 2013 году Минпромторг по распоряжению Дмитрия Медведева подготовил инструмент, по которому государство, чтобы избежать масштабных сокращений, готово субсидировать автозаводам до 90% от их затрат на выплату зарплат и страховых взносов. Причем "АвтоВАЗ", исходя из этого документа, может рассчитывать на максимальный размер (суммы привязаны к объему ежегодного выпуска автомобилей) субсидии ― до 9 млрд рублей. Согласно отчетности за первое полугодие этого года, "АвтоВАЗ" уже получил из казны в качестве субсидии на компенсацию зарплатных проектов 5,5 млрд рублей (сюда же включены некоторые расходы на энергетику и производственные нужды).

Пресс-служба "АвтоВАЗа" не смогла ответить, сколько заимствованных средств пошло на зарплату рабочих, также отметив, что не может раскрыть уровень зарплат топ-менеджеров: зарплата президента и вице-президентов ОАО "АвтоВАЗ" ― "это коммерческая тайна".

― Что касается суммы вознаграждения, указанной в отчетности по РСБУ, то существенную ее часть составили компенсации топ-менеджерам, покинувшим компанию в последнее время. Это компенсации при увольнении и оплата неиспользованного отпуска, ― заявили в пресс-службе компании.

Впрочем, в отчете автогиганта за 2013 год сказано, что годовая сумма выплат топ-менеджерам составила 304 млн рублей, что дает почти те же средние 2,1 млн рублей.

Последний раз вазовские рабочие митинговали в 2009 году, на улицы моногорода Тольятти вышло около 5 тыс. недовольных граждан, опасавшихся увольнения. Однако в период (2009–2013 годы) президентства Игоря Комарова (ныне гендиректор Объединенной ракетно-строительной корпорации) количество сотрудников автогиганта все же уменьшилось с 99 тыс. до 69 тыс. Частично эти социальные перемены связаны с тем, что большое число непрофильных активов (детсады, поликлиники и прочие учреждения) вывели из-под управления производителя в ведомство города. Заступивший в январе этого года на должность главы "АвтоВАЗа" Бу Андерсон продолжил политику оптимизации штата. Ранее сообщалось, что до конца года будет уволено 7,5 тыс. сотрудников. По данным на 31 декабря 2013 года, число служащих на "АвтоВАЗе" составляло 69 175 человек, в компании "Известиям" сообщили, что штат к настоящему времени сократился до 53 тыс. человек. Но официально "АвтоВАЗ" признает сокращенными только 864 сотрудника. В пресс-службе подчеркнули, что остальные служащие переведены в другие подразделения на имеющиеся вакансии, либо люди увольнялись по соглашению сторон с компенсацией в виде трех или пяти месячных окладов.

Забастовки сейчас больше выгодны компаниям, чем рабочим

За девять месяцев 2014 года продажи автомобилей в России упали на 13%, до 1,77 млн машин (данные АЕБ), — темпы снижения вдвое больше, чем в 2013 году. На фоне сложной рыночной конъюнктуры профсоюз рабочих Volkswagen в Калуге также сейчас ведет сложные переговоры с администрацией завода.

— Приоритет этих переговоров — не столько зарплата [большинство рабочих получают в районе 32–33 тыс. рублей], сколько сохранение рабочих мест, — сообщил "Известиям" профсоюзный лидер Дмитрий Трудовой. Они предполагают, что если ухудшится положение на рынке, то будут сокращения.

На данный момент Трудовому и его команде удалось договориться лишь об индексации зарплаты на 1%.

— Если будут сокращения, то точно будут и митинги, — добавил собеседник.

Единственное, к чему не готовы прибегать рабочие калужского завода, так это к забастовке. Этот вид протеста сейчас выгоден работодателям. Из-за спада продаж заводы и так останавливают конвейер, отправляя рабочих в оплачиваемые отпуска. Соответственно, рабочие будут лить воду на мельницу администрации.

— Тут ущипнуть работодателя мы не можем, значит, будем работать с имиджем компании, — отметил Дмитрий Трудовой. Он отказался пояснить, какими именно средствами они готовы воздействовать на Volkswagen. Тем не менее известно, что в 2013 году заводчане, отстаивая свои права, пикетировали автосалоны в Калуге, рекомендуя покупателям не брать машины производителя, который ущемляет права трудового коллектива и плохо влияет тем самым на качество сборки.

В пресс-службе калужского завода VW сообщили, что также использовали положенные правительством субсидии (в каком объеме, не уточнили) и что в настоящее время сокращений персонала на предприятии не планируется. В компании признали, что на этой неделе начались переговоры с профсоюзами по поводу дальнейшего развития заработной платы сотрудников; актуальное соглашение по этому вопросу действительно до апреля 2015 года.

На заводе Nissan в Санкт-Петербурге ячейка профсоюза МПРА добивается положенной по законодательству двойной оплаты в выходной день и готова вывести людей на улицу.

— Два месяца назад рабочим дали под роспись лист ознакомления с графиком сменности, при этом не объяснив, что в нем есть изменения. В ответ на такие действия около 60 рабочих отправились в медучреждения и сдали безвозмездно кровь, — рассказывает руководитель профсоюза Евгений Павловский.

По его словам, положенные по Трудовому кодексу за донорство отгулы сотрудники использовали для того, чтобы не работать в несправедливо оплачиваемую субботу. В ответ руководство усилило давление на активных сотрудников.

— Сейчас администрация рьяно сопротивляется и всячески прессует актив, в частности меня. Пока мы в органы жалуемся по поводу того, что нас принудили работать в субботу за одинарную оплату, — поделился активист. — Если у большинства членов коллектива появятся конкретные требования, то, естественно, можно будет говорить и о забастовке.

Базовая зарплата на предприятии относительно высокая — 35–40 тыс. рублей после вычета налогов, а массовых сокращений на заводе Nissan не боятся — недавно в штат, напротив, взяли 500 дополнительных рабочих, в январе–сентябре у компании зафиксирован рост продаж на 12%, до 114 тыс. авто (в сентябре, однако, падение на 21%).

В российском отделении Nissan пояснили, что графики сменности составляются на основе производственных планов компании.

— Для работников производственных подразделений введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным кварталу, — что отражено в правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах работников. Продолжительность рабочего времени за IV квартал не превышает нормального числа рабочих часов, — подчеркивают в компании. — Все требования трудового законодательства, в том числе требование о продолжительности минимального междусменного и еженедельного непрерывного отдыха, соблюдены.

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/578052#ixzz3GH2yq5IG

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров