Alstom отказывается от разработки локомотивов в России: СМИ

09 февраля 2015, 12:36, ИА Амител

Французский машиностроительный холдинг Alstom фактически заморозил работу своего российского совместного с "Трансмашхолдингом" (ТМХ) инжинирингового предприятия "ТРТранс". "ТРТранс" прекращает разработку локомотивов, инженерам предлагают заняться техобслуживанием уже произведенных электровозов, сообщили "Известиям" источники, близкие к компании. По их словам, планомерное сокращение на "ТРТрансе" началось еще поздней осенью.

— Фактически это закрытие предприятия ["ТРТранса"], но формально закрывать его пока не спешат, — говорит один из собеседников.

Созданное в 2008 году ООО "ТРТранс" сотрудничало с Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ; входит в "Трансмашхолдинг", приостановил работу в конце января). Источники на предприятии и в близкой к нему структуре утверждают, что "ТРТранс" занимался не собственно инжинирингом, а поставкой европейских компонентов, запчастей, чертежей, документации и помощью в наладке уже сконструированных во Франции агрегатов. Узлы отправлялись затем для "отверточной" сборки на НЭВЗе, говорят источники. За 5 лет работы "ТРТранс" таким образом подготовил проекты электровозов ЭП20, 2ЭС20 и 2ЭС5; последний хотя и датируется 2011 годом, но так и не был запущен в производство из-за своей дороговизны, отмечает близкий к компании источник.

Параллельно идут сокращения и на заводе электровозов в НЭВЗе (80% электровозов на территории СНГ выпущено здесь), говорят собеседники на ростовском предприятии — сотрудникам завода уже объявили, что завод закроется в марте 2015 года. По словам источников, сокращения коснулись и научного партнера НЭВЗа — Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения (ВЭлНИИ), он выполняет роль одного из инжиниринговых центров завода (заявлялось, что разработал вместе с "ТРТрансом" проект ЭП20). С начала апреля ВЭлНИИ перейдет на трехдневную рабочую неделю. Представитель ВЭлНИИ от комментариев отказался. Ранее свой головной офис на четырехдневный режим перевел и сам ТМХ в связи с "необходимостью снижения непроизводственных расходов".

Сотрудник "ТРТранса" рассказал, что компания существенно сократила количество разрабатываемых моделей электровозов ввиду отсутствия заказов. РЖД контролирует 25% "Трансмашхолдинга", столько же у Alstom, оставшееся — у миллиардеров Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. В середине декабря стало известно о готовящейся продаже РЖД своего пакета, интерес к нему, по неофициальным данным, проявлял и Alstom. У Alstom в России также ряд активов в теплоэнергетике, электросетевом сервисе, машиностроении, а также другие СП — с "Атомэнергомашем" (принадлежит "Росатому"), с "Русгидро", "Русалом" Романа Абрамовича и инженерно-строительным холдингом "КЭР" (принадлежит на паритетных правах Алексею Баранову и Игорю Лукашенко). Впрочем, значительную часть своего глобального бизнеса — за исключением машиностроительных активов — Alstom в декабре 2014 года согласилась продать американскому концерну General Electric за $14 млрд.

Представитель "Трансмашхолдинга" посоветовал обратиться за разъяснениями в Alstom, но офис французской компании во Франции оставил письмо без ответа. В российском подразделении компании "Известиям" лишь подчеркнули, что "ТРТранс" не будет закрыта.

К сокращению персонала компанию подтолкнуло не только отсутствие как такового рынка сбыта, но и то, что часть комплектующих компания обязана закупать за рубежом, а цена их существенно возросла, указывает аналитик по электроэнергетике Raiffeisenbank Федор Корначев. При этом, по его словам, замедление производства локомотивов может затронуть завод "ТрамРус" (еще одно СП с "Трансмашхолдингом", производит трамваи и скоростные поезда Allegro) из-за ожидаемого снижения заказов со стороны муниципалитетов. Гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что выводы о будущей стратегии Alstom в России можно будет делать после решения компании по выставленным РЖД на продажу 25% акций ТМХ. Пока же руководство компании официально видит как никогда радужные перспективы для своего роста в России за счет большого неосвоенного рынка востока страны, заявил в середине января этого года глава Alstom Патрик Крон.

На данный момент сокращение заказов привело к временному закрытию или простою всех 10 предприятий ТМХ, производящих вагоны и локомотивы (в ТМХ входит 17 машиностроительных предприятий). Холдинг получает порядка 75% заказов РЖД, вторым по числу выполняемых заказов РЖД идет "Синара" Дмитрия Пумпянского (более 20% рынка, заказы приходятся на СП "Синары" и Siemens "Уральские локомотивы"). Из-за сокращения заказов ТМХ уволил 9 тыс. сотрудников (18% штата). К примеру, на Тверском вагоностроительном заводе сокращения достигли 30%, на нем выпускаются 9 из 10 пассажирских вагонов в России. "Трансмашхолдинг" является крупнейшим в России производителем магистральных и промышленных электровозов, тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов, а также вагонов электропоездов и метро.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров