Новые приключения Электроника: Павел Великанов - о фильме «Робот по имени Чаппи»

Недавно вышел DVD-релиз фильма Робот по имени Чаппи режиссера и сценариста Нила Бломпкампа - автора кинокартин "Район №9" и "Эллизиум: Рай не на земле".

16 мая 2015, 13:31, ИА Амител

Не так давно вышел DVD-релиз фильма Chappie южноафриканского режиссера и сценариста Нила Бломпкампа - создателя таких работ, как "Район №9" и "Элизиум: Рай не на земле". В российском прокате Chappie известна как "Робот по имени Чаппи". Предлагаем читателям ИА Амител познакомиться с мнением барнаульского критика Павла Великанова об этой кинокартине.

Кадр из ChappieКадр из Chappie Сюжет фильма целиком следует канонам, заложенным Айзиком Азимовым и Клиффордом Саймаком. Инженер Деон Уилсон (актер - Дев Патель) пытается незаконным образом создать искусственную жизнь на основе сломанного полицейского андроида. В его планы вмешиваются панки-гангстеры во главе с Нидзя (актер - Уоткин Тюдор Джонс). Они берут в заложники Деона с целью выпытать, где же находится кнопка выключения у Электрон... у роботов-полицейских. Выяснив, что такой не существует, бандиты заставляют пленного инженера создать робота-грабителя. В результате появляется Чаппи - мыслящий андроид, способный обучаться и испытывать эмоции. Возникает конфликт между инженером и грабителями - в интересах первого воспитать нравственное и благородное существо, вторые же хотят заполучить почти неуязвимого подельника. В конфликт вмешивается и третья сторона - конкурент Деона (персонаж Хью Джекмана), верующий католик, считающий идею искусственного разума кощунством. Он разрабатывает дистанционного робота-шагохода "Лося" (очевидная отсылка к первому "Робокопу"). Персонаж Хью Джекмана устраивает диверсию, "вырубая" всех антропоморфных роботов-полицейских. Далее следует кровопролитная развязка и приторный голливудский "хеппи-энд".

Фильм выполнен в классической трехактовой структуре и целиком следует эстетике "Робота-полицейского". Перед нами классическая американская антиутопия образца 70-80х годов: нелогичность сюжета и мотивации персонажей, гротескная социальная сатира, карикатурные преступники и брызжущий во все стороны юношеский максимализм.

Картина изобилует архетипами - здесь налицо персонификация Отца (главарь банды налетчиков), Матери ("маруха" главаря), Демиурга (инженера, наделившего Чаппи сознанием). Осознав свою смертность, Чаппи обвиняет своего творца в собственной несовершенной природе в своей обреченности и смертности, точно так же как это делали античные гностики и неоплатоники. Поднимается и гегелевский вопрос о самоактуализации логоса. В середине фильма у Чаппи возникает своего рода вера в Спасение, зачаток религиозности.

У каждой картины есть свои безусловно слабы стороны. У "Chappie" их две: Сигурни Уивер и Хью Джекман. Два этих камео бессмысленны, совершенно не обоснованны и, можно сказать, преступны. Фильму можно многое простить, но Росомаха в коротких штанишках - это, определенно чересчур.

Что же в итоге? С одной стороны и вне очевидного контекста "Chappie " - хороший, приятный научно-фантастический фильм, выдержанный в стилистике "киберпанк". С другой стороны - "Чаппи" для режиссера это не компромисс, не шаг назад и даже на два шага, это деградация. Променять умное и интересное кино на вторичный попкорновый ширпотреб - это преступление, поступок безнравственный и оскорбительный по отношению к зрителю.

Павел Великанов

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров