Плюсы ЕГЭ и его ужасы, Или куда мы катимся: монолог барнаульского педагога

"Я несу ответственность за каждое слово": учитель обществознания о том, как сложно готовить детей к ЕГЭ

10 июня 2016, 08:11, ИА Амител

''
''

Не все современные школьники знают, что такое шлягер или как расшифровывается аббревиатура ООН. В обычных классах обычных школ Барнаула для обществознания отводится два часа в неделю. А ЕГЭ по этому предмету в 2016 году написали более семи тысяч выпускников Алтайского края. Можно ли сдать ЕГЭ по обществознанию без помощи репетиторов, есть ли плюсы у единого госэкзамена и от чего страдают дети, родители и учителя? На эти вопросы в прямом эфире "Эхо Москвы в Барнауле" ответила педагог, почетный работник образования России Маргарита Сухова. Портал amic.ru публикует самые яркие фрагменты интервью.

Основа основ

Обществознание – это комплексный предмет, который развивает личность. Школьнику необходимо иметь набор базовых знаний, без которых, честно вам скажу, достаточно сложно ориентироваться в этом большом и сложном мире. В этот предмет входят такие блоки, как основы экономики, основы социологии, основы политологии, основы правоведения, основы конфликтологии. Туда же входят некие основы философии. Это азы, это самое начало наук, но, во-первых, это фундамент, на который будут накладываться вузовские знания, во-вторых, я повторюсь, это формирует личность.

Экстрим для педагогов

Честь и хвала той школе, которая могла себе позволить включить в программу и экономику, и этику, и психологию, потому что в обычной школе, в том числе и в нашем лицее, такой роскоши, конечно, нет. Там есть базовый предмет – обществознание, полчаса в неделю выделяется на азы экономики отдельно (о том, как она ведется и по каким учебникам, – это отдельный разговор). Если кроме базового предмета – обществознания – есть что-то дополнительно, то это прекрасно. Учителя рады такому бонусу, у них есть возможность расширить знания, углубить их и каким-то образом подготовить ребенка к тому, чтобы он вышел во взрослую жизнь, научившись отличать добро от зла, рыночную экономику от плановой, а мажоритарную систему от пропорциональной.

Я не знаю про счастливые школы, где другая ситуация. В нашей школе в гуманитарном классе на обществознание выделяется три часа в неделю. В обычном классе – два часа. Мы, педагоги, очень талантливый народ, мы умеем работать в любых условиях, даже экстремальных.

Реально ли сдать ЕГЭ без репетитора?

Я несу ответственность за каждое слово. Я в этой каше так давно варюсь и могу сказать, что сдать ЕГЭ реально в одном единственном случае: если ребенок талантлив. Такому ребенку достаточно два часа обществознания в неделю. Ему не нужны репетиторы. Такому ребенку достаточно кругозора, чтобы ответить на большинство вопросов. Но для общей массы детей этого количества часов однозначно недостаточно. Но кого это волнует, кроме учителей?

Ко мне ученики приходят на консультацию. Когда я с ними встречаюсь первый раз, я всегда говорю: для того чтобы хорошо сдать единый государственный экзамен, нужно: первое – определенный кругозор у ребенка, определенная начитанность и определенные моменты, которые настолько очевидны, что мне не придется на это тратить время, второе – усердие. И тогда результаты будут хорошие.

Тихий ужас

По поводу начитанности и таланта... Я довольно давно работаю в школе, уже 32 года. Мне есть с чем сравнивать. И иногда я просто прихожу в ужас. Я не буду поднимать тему деградации, но то, что я вижу от современных детей... Они плоды всей нашей системы образования. Я могу привести примеры. Вот один из примеров, который меня выбил из колеи: в одном из заданий ЕГЭ надо выбрать то, что относится к массовой культуре. И один из вариантов – шлягер. Ко мне ходит очень хорошая девочка, золотая медалистка. И она у меня спрашивает: "А что такое шлягер?" Я прихожу на работу и спрашиваю у своих одиннадцатиклассников, что такое шлягер. Один говорит, что это что-то из химии, мол, я помню, мы проходили. Другой отвечает, что это не химия, а физика. Я задала вопрос, что такое шлягер, еще одной девочке, она тоже не знает, что это такое. Я впервые в жизни поймала себя на том, что я даже не догадываюсь о том, чего они не знают.

Я это списываю на межпоколенческую пропасть. Когда-то (было время такое, я вам клянусь) я приводила детям литературные примеры и видела узнавание в их лицах. Сейчас литературные примеры вообще не проходят. У нас есть тема "отклоняющееся поведение". Я говорю о совести, привожу в пример произведение Достоевского "Преступление и наказание". Я спрашиваю у своей ученицы, читала ли она эту книгу или хотя бы смотрела фильм. Она мне на это отвечает: "Да, я помню что-то, он там квартирантку убил, ему деньги были нужны". И это хорошие дети мне такое выдают.

Еще один пример. Я задаю вопрос: "Сколько лет существует христианство?" Вы будете смеяться – никто не может мне ответить.

Одна из хороших учениц видит аббревиатуру ООН и спрашивает: "Что это такое?" И это я привела только три примера, хотя могу тысячу примеров привести.

В чем причина? Я об этом говорю с детьми. У нас есть духовная сфера, в ней есть тема образования. Там говорится: чтобы достигнуть результатов в образовании, необходимо, чтобы были заинтересованы две основные стороны образовательного процесса – учителя и ученики. Это ответ на вопрос. Нет заинтересованности и со стороны учителей. Я преклоняюсь перед коллегами, которые работают, которые дают знания, которые учат. Но их, к сожалению, становится все меньше и меньше. Ну и вторая сторона – изменилась система ценностей, и знания туда перестали входить.

Плюсы ЕГЭ

Я с ЕГЭ знакома с 2002 года, когда его ввели. Я работаю в старших классах и готовлю к ЕГЭ, я эксперт по проверке ЕГЭ, я организатор на экзаменах. Когда проводится ЕГЭ, я знаю про ЕГЭ по обществознанию все, что только возможно. У меня даже для себя нет однозначного ответа, хорошо ЕГЭ или плохо. Задумка была хорошая. Хотели как лучше. Что мне нравится в этой задумке? Давайте начнем с того, что выпускные и вступительные экзамены традиционно носили элемент субъективизма. Ректорские списки и коррумпированные составляющие были всегда. ЕГЭ позволило внести элемент честности в экзамен. Особенно это касается последних двух лет.

Помните, когда три года назад выложили все кимы в интернет и ученики шли на экзамен с готовыми ответами? У нас тогда был шок, учителей просто растоптали, мол, что мы вообще делали, если дети просто заранее решили все и пришли на экзамен? Сейчас мне очень радостно за детей, которые честно учили, готовились и получат хорошие результаты.

Кошмары ЕГЭ

То, что происходит в отношении закручивания гаек по ЕГЭ, – это, конечно, проблема. Несчастные дети! Вы бы знали, как им психологически тяжело. Я многих хороших деток консультирую, они мне рассказывают, как они не спят ночами, как у них дергается глаз, как у них начинается истерика, когда они приходят в пункт сдачи ЕГЭ, а их обыскивают, забирают сумки, заставляют разворачивать шоколадки, чтобы убедиться, что там нет шпаргалок. Кричат на детей, чтобы те не смели проносить телефоны. У нормального ребенка, который идет на экзамен, чтобы хорошо его сдать, начинается просто истерика, шок.

Учителям на проверку ЕГЭ по обществознанию запретили брать с собой сумки. Все восемь часов за нами наблюдали по камерам и так далее. Это психологически давит и очень неприятно. Может быть, и нет другого варианта, но детям сложно, учителям сложно и родителям сложно. Зачем нагнетать?

Резюме

Если вопреки всему тому, что я вам рассказала, попадается ученик, который знает, что такое ООН, который знает, сколько лет христианству, который знает, чем монархия отличается от республики, — какие-то элементарные вещи, и даже пусть он не знает слова шлягер, то, конечно, тогда он может подготовиться к ЕГЭ сам. Всем остальным требуется больше времени, желания, а самое главное – мотивации учиться.

Маленький кусочек из истории курса, который я преподаю. Одна из тем — основные тенденции развития образования сегодня в мире. Одна из тенденций называется гуманитаризация. Ее суть заключается в увеличении количества гуманитарных предметов. Объяснение дается следующее: не на физике, не на математике, не на химии формируется личность. Личность формируется на истории, на литературе, на обществознании.


 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров