Депутаты решили не освобождать от транспортного налога многодетные семьи

19 марта Госдума отклонила законопроект "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

20 марта 2013, 10:50, ИА Амител

 

Как стало известно АвтоАмику, всего 202 парламентария проголосовали "за" законодательную инициативу, расширяющую перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом. Несмотря на социальную направленность законопроекта и активные дискуссии большинство депутаты не поддержали идею освободить от транспортного налога многодетные семьи вне конкретной привязки к лошадиным силам в автомобиле.

Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы А.В.Беляков и О.Л.Михеев. Сам законопроект был внесен в Госдуму еще 17 июля 2012 года. Он прошел рассмотрение Советом Государственной Думы и его рассмотрение многократно откладывалось.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, по данным Росстата, в России насчитывается около миллиона многодетных семей, из которых более 100 тыс. – это семьи, где детей воспитывает одна мать. Многодетных отцов-одиночек в стране примерно 8 тысяч. По данным Института демографических исследований, более половины многодетных семей относятся к категории бедных, более 60% проживают в домах "без удобств", где отсутствует либо центральное отопление, водопровод и канализация.

Почти 40% многодетных семей испытывают значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью; половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме; треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах. В 25% многодетных семей дети не могут закончить среднюю школу из-за необходимости трудоустройства. Душевой дефицит доходов многодетных семей составляет 44,2% от величины прожиточного минимума.

"Но даже в семьях, в которых родители стараются обеспечить достойные условия жизни для своих детей, учету подлежит каждая копейка. В целом по стране эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной. Многие льготы, субсидии не освобождают родителей от уплаты основной суммы, будь то жилищно-коммунальные услуги, покупка жилья, приобретение детских товаров. Чем больше направлений государственной поддержки многодетных семей будет предусмотрено законодательством, тем больше возможности у родителей использовать свободные денежные средства на культурное образование, развитие, досуг детей, чьи нравственное воспитание и здоровье являются залогом развития страны", - считают авторы законодательной инициативы.

Законопроектом предлагается ввести в категорию объектов, которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей. Подобные нормы содержатся в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации, их принятие было широко поддержано в обществе.

"Содержание транспортного средства, без которого практически невозможно передвижение многодетной семьи с малолетними детьми, в настоящее является очень дорогостоящим: оплата топлива, страховых услуг, технический осмотр, ремонт. В условиях постоянного увеличения налоговых ставок транспортного налога указанная мера поможет многодетным семьям существенно облегчить налоговое бремя и снизить расходы на содержание транспортного средства.

Федеральным законодательством не предусмотрено обеспечение многодетных семей транспортом, хотя наличие обычной "Газели" упростило бы родителям с детьми процессы совершения покупок, посещения медицинских и образовательных учреждений. В связи с этим, предлагаемая законодательная инициатива, которая полностью согласуется с проводимыми изменения в сфере налоговых отношений, призвана компенсировать отсутствие у государства возможности обеспечить многодетные семьи транспортными средствами", - резюмируют депутаты.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам дал отрицательный отзыв на проект федерального закона. В заключении комитета говорится, что "в целях обеспечения безусловной реализации принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, комитет исходит из необходимости полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета".

Согласно статье 14 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. При этом статьей 361 Налогового кодекса определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в установленных данной статьей размерах. На основании пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от 27.11.2010 № 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", понижающий федеральные налоговые ставки по транспортному налогу в два раза. Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку по транспортному налогу в размере 0% в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

По данным комитета, мониторинг законов субъектов России о транспортном налоге показывает, что многодетные семьи в ряде субъектов освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога. Например, в Москве и Санкт-Петербурге; Московской, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях; Республике Хакасия; Красноярском и Алтайском краях и Еврейской автономной области.

"Таким образом, действующая система правового регулирования транспортного налога позволяет обеспечить решение вопросов, связанных с освобождением от его уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, на региональном уровне. Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 36501-6 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", - говорится в официальном отзыве на законопроект.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров