Европротокол: настало время перемен

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

В России упрощенной процедурой оформления ДТП, или европротоколом, по официальной статистике, пользуется только 5% автовладельцев. Водители зачастую боятся ошибиться с суммой возмещения ущерба, которая может быть компенсирована при таком порядке оформления аварии. В то же время привлекательность европротокола заключается в том, что стороны решают сами, кто виноват, заполняют извещение о ДТП и не дожидаются часами прибытия уполномоченных на то сотрудников милиции.

Упрощенное оформление ДТП (Европейский протокол) возможно в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с федеральным законом об ОСАГО;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями в соответствии с правилами обязательного страхования.

В случае оформления документов о ДТП без участия инспекторов ГИБДД размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, не может превышать 25 тыс. рублей. При этом информация, заполненная в Извещении о ДТП первым участником должна не противоречить информации, заполненной вторым участником, а само Извещение о ДТП должно быть подписано обоими участниками.

Казалось бы, ничего сложного в этой процедуре нет. Но она оказалась непопулярна у российских водителей. На какие только шаги не идет государство, чтобы привлечь внимание автолюбителей к европротоколу. Вот и сейчас Госавтоинспекция МВД России заявила о том, что в России будут предприняты шаги по дальнейшему упрощению процедуры оформления ДТП.

Минфином России подготовлены и Госавтоинспекцией МВД России поддержаны поправки в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которыми максимальная сумма выплаты в случае самостоятельного (без вызова сотрудников полиции) оформления водителями ДТП может быть увеличена в два раза – до 50 тыс. рублей.

При этом в Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях законопроектом предполагается увеличить данную сумму до 400 тыс. рублей. Следует отметить, что, согласно проекту, оформление подобных ДТП должно будет осуществляться водителями при помощи технических средств фото- и видеофиксации, позволяющих идентифицировать место ДТП и поврежденные транспортные средства.

Как сообщил "АвтоАмику" старший государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов, некоторые алтайские водители просто боятся оформляться по упрощенной схеме, так как опасаются, что ремонт автомобиля не "уложится" в 25 тыс. рублей лимита.

"Поэтому они вызывают и ждут сотрудников ГИБДД, создавая заторы на дороге… Если лимит будет увеличен, то, соответственно, больше автомобилистов смогут оформляться по европротоколу. Думаю, это позволит немного снизить напряженность на дорогах и предупредить заторы на проезжей части из-за мелких ДТП", - отметил инспектор.

Также он напомнил о том, что первоначально автовладельцы с большим недоверием относились к распространенной сейчас службе аваркомов. "Первоначально водители, попавшие ДТП, не желали признавать никого, кроме сотрудников ГИБДД. Они боялись, что комиссары аваркомов могут ошибиться в оформлении справок, потом, как говорится, концов не найдешь... Именно по этой причине и сами-то бояться оформляться по европротоколу", - подчеркивает Геннадий Кузнецов.

По его словам, сейчас аваркомы прочно вошли в жизнь автолюбителей. Они на месте аварий без инспекторов ГАИ сами оперативно оформляют ДТП и выдают необходимые справки.

Отметим, услуги аварийных комиссаров сегодня предлагаются в качестве дополнительного сервиса. Аварком проводит осмотр места ДТП, устанавливает характер повреждений автомобиля, помогает составить объяснительную записку для протокола и т.д.

Комиссары при необходимости вызовут эвакуатор и скорую помощь, а при наступлении страхового случая по договору добровольного страхования автотранспорта (КАСКО) аварком составляет акт осмотра автомобиля, фотографирует его и место ДТП, фиксирует показания свидетелей. Его услуги оплачивает страхователь, и стоимость составляет в среднем 1 тыс. рублей за выезд.

"День Сурка какой-то, - так прокомментировал "АвтоАмику" новшества с упрощенной процедурой оформления ДТП председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков. – Это обсуждалось десять тысяч раз. В феврале этого года Владимир Путин был у нас в Барнауле, и этот вопрос поднимал дежурный дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Дмитрий Зацепин. На что президент сказал: "Надо продумать, но в целом мне нравится. Проработаем обязательно".

Напомним, встреча тогда еще председателя правительства РФ Владимира Путина с сотрудниками правоохранительных органов Алтайского края прошла в Барнауле 21 февраля. Тогда, действительно, были озвучены предложения, призванные сделать так, чтобы водители стали чаще самостоятельно оформлять мелкие ДТП.

"Не для никого не секрет, что за последнее время крупные города страны захлестнул вал мелких ДТП с маленьким материальным ущербом. Правила дорожного движения на сегодняшний день позволяют водителям самостоятельно оформить ДТП, не дожидаясь сотрудников ДПС. Водители же на практике этим не пользуются. И есть объективные причины", - сказал тогда дежурный дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г.Барнаулу Дмитрий Зацепин.

"Вот такое практическое предложение... Лимит сейчас существует - 25 тыс. руб. возмещения ущерба. Лимит повысить в два-три раза. Желательно в три раза до 75 тыс. руб. ...Но это не единственное предложение. Существует психологическая проблема. Люди боятся оформлять ДТП, составляя извещение о ДТП, так как они элементарно не умеют этого делать. Им кажется, что это сложно. На самом деле - несложно. И можно внести в программу обучения будущих водителей требования, которые бы обязывали автошколы обучать водителей самостоятельно оформлять извещения о ДТП. Во время обучения водитель в автошколы два-три раза заполнит извещение и сможет самостоятельно оформлять. Это повысит и культуру взаимоотношений между участниками ДТП, и само ДТП сделает для них менее стрессовым", - заключил Дмитрий Зацепин.

Как подчеркивает Виктор Клепиков, вопрос об увеличении лимита выплат по ОСАГО при оформлении аварии без вызова сотрудников ГИБДД поднимался с тех пор, когда такая практика была внедрена, то есть - с 2009 года. "Автомобилисты никак не хотели пользоваться, казалось бы, удобной схемой. В итоге, на сегодняшний день по европротоколу оформляются всего около 6-7% аварий", - отметил он.

По мнению председателя Федерации автовладельцев Алтая, причин непопулярности подобной схемы несколько:

1. Большинство водителей в России считают себя правыми, поэтому не хотят признавать свою вину, пока им это не объяснит компетентное лицо.

2. Автомобилисты боятся, что неверно оформят ДТП и в результате им откажут в выплате.

3. Владельцы машин не решаются определить стоимость повреждений и опасаются не уложиться в лимит, который составляет 25 тыс. рублей.

"По сути, эта проблема страховщиков. Но в таком случае им придется не просто собирать деньги с автовладельцев, а реально работать. В развитых странах схема оформления ДТП без сотрудников полиции работает давно и эффективно. Опять же, если в аварии никто не пострадал, участники обмениваются номерами страховок, телефонами, в некоторых случаях фотографируют место ДТП. И все. Дальше страховщики сами между собой разбираются и решают, кто виноват, кто прав", - считает Виктор Клепиков.

В свою очередь автостраховщики связывают с нововведениями большие надежды. Как сообщил в рамках веб-семинара для журналистов "Актуальные вопросы развития страхового рынка", организованного ОСАО "Ингосстрах", президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин, европротокол рассматривается, как одна из существенных мер борьбы с пробками.

"Мы не знаем, сколь успешной она будет, но правительство считает целесообразным, и страховщики с этим согласны, чтобы европротокол внедрялся в нашу жизнь", - отметил Павел Бунин.

Он отметил, что при внедрении европротокола существует опасность мошенничества. "Мы с опаской относимся к этому нововведению, но понимаем, что это неизбежно", - подчеркнул глава Российского союза автостраховщиков.

Проект изменений в федеральные законы "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" уже прошел экспертизу на сайте Открытого Правительства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предусматривается  увеличение размера страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. По мнению разработчиков, увеличение страховой суммы до 2 млн рублей на данном этапе привело бы к значительному для многих страхователей росту страховых тарифов.


С каждым годом автопарк в России становится все более дорогим, в связи с чем, участились обращения граждан с предложениями  об увеличении размеров страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего в результате ДТП. Законопроект предусматривает увеличение страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего, до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего.


"Законопроект предусматривает создание условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО. Так, предусматривается право страховщиков применять самостоятельно разработанные страховые тарифы в пределах максимальных и минимальных уровней, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения общественного контроля за обоснованность размеров страховых тарифов законопроект предусматривает перечень ежегодно публикуемых органом страхового надзора статистических данных об обязательном страховании", - подчеркивают разработчики.


В пояснительной записке обращается особое внимание на тот факт, что доля ДТП, документы о которых оформляются без участия уполномоченных сотрудников полиции, не превышает 5 % от общего количества ДТП. Подобная ситуация невыгода виновникам ДТП, ожидающим прибытия сотрудников полиции в течение долгого времени, другим участникам дорожного движения, для которых поврежденные транспортные средства представляют помеху движения, а также сотрудникам полиции, вынужденным выезжать к местам многочисленных ДТП, без человеческих жертв и с незначительными повреждениями транспортных средств.


Непопулярность упрощенной процедуры оформления документов о ДТП разработчики законодательной инициативы связывают как с необходимостью представления документов о ДТП при получении страховой выплаты по договору страхования средств наземного транспорта (КАСКО), так и с рисками потерпевших, страхователей и страховщиков, обусловленными недостаточным уровнем регулирования соответствующих правоотношений.


Для повышения популярности оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции законопроект предусматривает четкое регулирование процедуры и сроков представления страховщику извещения о ДТП, срока, в течение которого страховщик должен осмотреть транспортное средство потерпевшего и при необходимости транспортное средство страхователя, а также ответственность за несоблюдение данной процедуры в целях сокращения случаев страхового мошенничества, необоснованных отказов или задержек страховых выплат. Кроме того, в соответствии с законопроектом максимальный размер страховой выплаты в случае, если документы о ДТП оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, увеличивается с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.


Законопроект предусматривает, что при наличии обстоятельств, позволяющих осуществить прямое возмещение убытков, выплату потерпевшему осуществляет страховщик, застраховавший его ответственность. Кроме того, в целях сокращения периода урегулирования убытков страховщик в соответствии с законопроектом должен в течение определенного срока сообщить потерпевшему полный перечень недостающих документов для осуществления страховой выплаты, обмен документами сможет осуществляться в электронной форме, при этом требовать не предусмотренные правилами обязательного страхования документы страховщик не вправе, - подчеркивают разработчики.

 

Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров