Адвокат Трунов: законопроект о судебных ошибках - это пиар-акция
14 октября 2011, 09:48, ИА Амител
Предполагается, что, например, незаконный арест на полгода обойдется от 80 до 100 тысяч рублей, а незаконное лишение свободы от 4,5 лет оценили в миллион рублей. В целом свобода невиновных у нас стоит не очень дорого, но бывает, что взыскивали и очень крупные суммы.
На днях "Российская газета" напомнила о компенсации в размере более 2,6 миллиона рублей. Эти деньги Мосгорсуд взыскал в пользу бывшего замначальника службы безопасности "Евросети" Андрея Ермилова в качестве компенсации за необоснованное уголовное преследование по обвинению в похищении человека. А в середине сентября Мосгорсуд присудил бывшему вице-президенту "Евросети" Борису Левину 20 млн рублей компенсации за необоснованное уголовное преследование.
"Сегодня, если кого-то несправедливо арестовали, а то и осудили, люди в погонах нередко остаются при своих погонах, так как они тут как бы ни при чем. Нередко правоохранители не считают нужным даже извиняться за собственные огрехи, а если их вынуждают к тому, делают это как бы сквозь зубы. Может, угроза так называемых регрессных выплат сделает их более вежливыми?"- задается вопросом "РГ".
Однозначной реакции на этот законопроект в профессиональной среде нет. Один из аргументов против него: таким образом могут пострадать имидж, репутация и чувство независимости следователей, судей и прокуроров.
Однако известный адвокат Игорь Трунов в интервью Вестям.Ru высказал мнение о том, что данный законопроект - ни что иное, как предвыборная пиар-акция.
По словам адвоката, эта форма существует в законе и сейчас. "У нас есть институт реабилитации, по которому (в соответствии с Конституцией) компенсация взыскивается с государства. Но впоследствии государство может взыскать эту сумму с того сотрудника, который признан судом виновным за вынесение заведомо неправосудного решения или привлечение невиновного к ответственности", - поясняет Трунов.
По его словам, есть две разновидности судебных ошибок. Первая - если судьи вынесли заведомо неправосудное решение. Это - преступление и уголовно наказуемое деяние. В этом случае судья или следователь (если они признаются судом виновными) выплачивают государству в порядке регресса то, что государство возмещает невинно содержавшемуся в заключении человеку. "Так что этот процесс у нас в принципе прописан, правда, он в должной мере не реализуется", - говорит адвокат.
"Другое дело, если судья или следователь не признаны виновными, и в этой ситуации с них все равно взыскивают. Вот это достаточно странно. Человек ведь действовал в рамках закона, есть презумпция невиновности. И в данном случае абсолютно непонятно, как и за что с него взыскивать, если он действовал в рамках закона?" - рассуждает Трунов.
Допустим, предполагает адвокат, произошла судебная ошибка. Но ведь она может быть и не по вине сотрудника правоохранительных органов. Например, кто-то оговорил человека, стечение обстоятельств, совпали фамилии или доказательства и т.п. Это - уже совсем иная ситуация.
"Я думаю, если произошла умышленная ошибка, и регресс ложится на должностное лицо, которое выносило решение, то в данном случае это абсолютно справедливо. Но если ошибка не умышленная, то как это возможно реализовать? Это абсолютно неправильно, и, скорее всего, этот законопроект пойдет в Конституционный суд, - считает адвокат. - Потому что он не будет соответствовать основным базовым юридическим принципам нашей страны".
Игорь Трунов называет этот законопроект "предвыборной пиар-акцией". "Во-первых, потому что этот институт у нас сегодня уже есть, - поясняет он свою точку зрения. - Во вторых, у нас реабилитированных ничтожно мало - я знаю о единичных случаях на всю страну . Их примерно столько же, сколько чудовищ в Лох-Несском озере. Кто-то о них слышал, но никто не видел".
По словам адвоката, у нас не насчитывается и одного процента тех, кто обращается за реабилитацией. Поэтому "громко говорить об этом и принимать какой-то законопроект по данному вопросу просто неприлично".
Статистика несправедливых приговоров, по его словам, в России составляет всего 0,46%. И из этих 0,46% приговоров (которые признаны ошибочными) в суд за реабилитацией обращается всего 1/3.
"Однако у нас есть гораздо более существенные вопросы, которые надо решать. Например, остро стоит вопрос о том, чтобы переделать весь Уголовный кодекс. Он вообще никуда не годится, потому что на треть не работает. Прежде всего, не работает все то, что связано с наказанием и не лишением свободы, - говорит Трунов. - У нас УК сейчас настолько жестокий и жесткий, что даже при Сталине такого не было".
По словам адвоката, надо, прежде всего, решать глобальную проблему - либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. "А эти инициативы - детали и разговоры перед выборами ни о чем для того, чтобы обозначить свое имя и проблематику, которой на самом деле не существует", - считает Игорь Трунов.
Комментарии 0