Как рос и застраивался Барнаул: история и инфографика

Рассказываем, как менялся наш город

28 сентября 2017, 07:22, ИА Амител

Барнаул растет и развивается. Рассказываем, как застраивался и менялся наш город. 

Село при заводе

Город был образован в 1730 году из села Усть-Барнаульское и тогда представлял собой несколько кварталов, где находился сереброплавильный завод и жили его рабочие. То есть вся территория протянулась от Речного вокзала (вдоль берега Оби) до улицы Ползунова. Позднее, с развитием завода и приездом горных офицеров, а также инженеров с Урала, город расширялся в направлении нынешнего Ленинского проспекта вверх: появилось несколько новых кварталов, а граница проходила по улице Малой Алтайской (ныне Чкалова). Такое развитие было обусловлено тем, что с востока и юго-востока город ограничивала река, а с юго-запада и запада – ленточный бор. Поэтому и в последующие годы Барнаул разрастался в северо-западном направлении, где на тот момент были пригодные поля для сельского хозяйства. Бор же постепенно вырубался за счет производства деревоматериалов.

К середине XIX века в Барнауле было уже 33 улицы и переулка, 1725 домов (из них 15 каменных, остальные деревянные), пять церквей, в том числе лютеранская. Застройка первых кварталов города шла под влиянием архитектуры Петербурга, потому что оттуда приезжали многие зодчие, ученые, инженеры, офицеры. В те времена жилые дома представляли собой одноэтажные (редко двухэтажные) строения на четыре семьи. Вообще деревянный город производил цельное впечатление благодаря однородности строительного материала (шестиметровое бревно), элементов конструкций и композиций. Часто на красную линию выходили не фасады зданий со входами, а их торцевые части. Каменные дома, в которых селились чиновники с семьями, считались признаком небывалой роскоши.

Железная дорога

Закрытие сереброплавильного завода в 1893 году не привело к упадку экономически и культурно развитого на тот момент Барнаула, потому что он уже стал крупным торговым центром сельскохозяйственного региона. Здесь успели открыть множество различных производств. Поэтому строительство продолжилось далее за улицей Чкалова и к 1915 году несколькими кварталами дошло до нынешнего железнодорожного вокзала, где как раз тогда открыли железную дорогу и станцию Барнаул, что позволило развиваться городу еще большими темпами.

При этом зодчие возводили не только жилые дома, но и больницу (1-ю городскую), учебные заведения (первым высшим стала учительская школа – ныне педуниверситет), церкви, монастырь, а также 15 публичных домов, которые существовали легально до 1914 года, а после были закрыты. В 1915 году появился первый четырехэтажный жилой дом (по тогдашним меркам "небоскреб") по улице Гоголя.

В 1917 году Барнаул уничтожил крупный пожар, в котором пострадало большинство деревянных зданий. И фактически началось строительство нового города.

После революции

На процесс восстановления Барнаула повлиял приход советской власти, который изменил концепцию его развития. Жители строили не столько дома, сколько угодья, в которых держали скот, огороды, заводили кустарный промысел. Сюда начали съезжаться из соседних деревень. В 1932 году с открытием меланжевого комбината расширение города продолжается в направлении от площади Октября в сторону Жилплощадки и ВРЗ. Именно там в те годы построили соцгородок из жилых зданий, детских садов, школ, медицинских учреждений для тех, кто трудился на этом предприятии. Такого Барнаул еще не видел.

Чтобы увеличить инфографику, нажмите на картинку

В 1937 году центр фактически переносится на площадь Советов, и вокруг нее строятся здания в 5-6 этажей для административных и хозяйственных учреждений, банка, НКВД. Здесь был задуман проект города-сада с шестью радиусами бульваров и зелеными скверами. В этом Генплане, кстати, впервые была заложена идея Обского бульвара, которая не реализована по сей день. В 1938 году город настолько разросся, что власти выделили сразу три района: Центральный, Октябрьский и Железнодорожный.

Великая Отечественная

Однако построить город-сад не удалось, потому что наступила Великая Отечественная война. В военные годы сюда переместили около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, Харькова, других городов, временно оккупированных фашистскими войсками. Проспект Калинина был полностью застроен фабриками и заводами. Затем они потянулись и на пр. Космонавтов, где ранее была городская свалка. Предприятия тогда специально создавали в удалении от жилых кварталов. Однако город продолжил застраиваться в направлении к ним, потому что вблизи заводов строилась вся инфраструктура. Жилье для рабочих продолжили возводить в квартале от площади Октября вдоль по Ленинскому проспекту.

Параллельно с этим идет освоение проспекта Строителей, где на месте лесопитомника появляется огромный БАМЗ и несколько других предприятий. Далее город расширяется вдоль Павловского тракта, правда, здесь строятся небольшие здания для работников глиняных карьеров, из которых производят кирпичи. Далее шли пахотные угодья, которые кормили людей в войну.

Жилищный вопрос стоял крайне остро, потому что прибывающим в город работникам предприятий требовалось много домов и квартир. Поэтому на всех свободных территориях одномоментно осуществляли возведение и благоустроенного жилья, и несовременных бараков. Последние планировалось снести сразу после войны, но многие из них дожили и до наших дней.

Послевоенное время

В 50-е годы в Барнауле не только процветали эти производства, которые после ВОВ остались здесь, но и открывались новые. Для заводчан требовалось жилье в больших объемах, поэтому власти приняли решение отстроить целый микрорайон Поток, примыкающий к промышленной зоне. Именно с его появлением была предпринята попытка переселить барнаульцев из ветхих деревянных домиков в относительно благоустроенные пятиэтажки. Свое название микрорайон получил из-за массового возведения одинаковых домов. Надо сказать, что почти вся советская массовая застройка велась на средства предприятий.

Параллельно с этим вдоль по Ленина идет освоение территории до конца всей его протяженности. Кварталы раскидываются до улицы Антона Петрова, Попова, Солнечной Поляны, так появляются Черемушки (Ближние и Дальние). Идет застройка микрорайонов Яма и Бия, правда, здесь жители города, переехавшие в благоустроенные квартиры, в основном держали загородные дачи, которые частично сохранились и по сей день. Позднее эту территорию заселили цыгане.

В 1959 году возникает необходимость создать рабочий посёлок многочисленных приезжих конструкторов и инженеров. Власти обращают свой взор совсем в другую сторону – так появляются микрорайоны Гора и Южный. В последнем населенном пункте был построен градообразующий Алтайский приборостроительный завод "Ротор". А чуть ранее, в 1957 году, таким же образом создают поселок Силикатный, который из-за вредных производств решено было значительно удалить от жилмассива и центра города. Благодаря силикатным заводам в те годы развивается стройиндустрия, и в городе начинается настоящий строительный бум, который меняет ветхие бараки, частные дома и землянки в центре на новые пятиэтажки.

Позднее идет развитие территории вдоль улицы Малахова с уходом на ул. Юрина, А. Петрова, Сухэ-Батора. В 1978 году образуется и начинает застраиваться крупный поселок Урожайный (ранее Сельскохозяйственный), который сейчас называется Сулима. Он доходит до Павловского тракта, а далее вдоль по нему до улицы Попова, на ее протяженности – до улицы Энтузиастов, где встречается с микрорайоном Черемушки, который, в свою очередь, продолжает осваиваться с другой стороны города. Так зарождается новый – Индустриальный район. А чуть ранее (в 1972 году) выделен соседствующий с ним Ленинский район.

Современность

К концу 80-х расширение территории доходит до улицы Власихинской, правда, тогда там больше возводили не жилые и административные дома, а дачи. Также начинается медленная застройка улиц Балтийская, Цветочная и Взлетная, чья территория в 1967 году освободилась после закрытого аэродрома ДОСААФ в связи с запуском нового аэропорта, вынесенного далеко за город.

В 1990-е годы строительство в Барнауле практически останавливается. Тогда вялотекущими темпами частично застраивается Павловский тракт. Позднее, в 2000-х годах, после выхода страны из кризиса начинается освоение района нынешних новостроек. За последние годы в отрасли совершается настоящий прорыв: в городе появляются здания со стеклянными фасадами, "небоскребы" в 25 этажей, применяется множество новых технологий, которые позволяют увеличить технические характеристики зданий, осваиваются пустующие кварталы по направлению к новому аэропорту.

Ольга Полиенко

Подробнее о том, каким стал сегодня Барнаул, смотрите в проекте "Этот город самый лучший".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров