Локдауну вопреки. Как алтайский бизнес пережил 2021 год и почему его не радует рост выручки
Несмотря на годовой рост непродуктовой розницы в Алтайском крае, многие предприниматели боятся потерять бизнес
15 декабря 2021, 07:33, ИА Амител
Уже практически прошедший 2021 год был тяжёлым для предпринимателей. Одной из наиболее пострадавших от ограничений отраслей, которые вводились на фоне пандемии COVID-19, считается непродуктовая розница. Однако, судя по данным Алтайкрайстата, эта сфера демонстрирует рост на протяжении трёх кварталов. И даже после введения QR-кодов, которые в первые дни действия нового режима свели на нет покупательский поток в торгово-развлекательных центрах, некоторые предприниматели отрасли увеличили выручку на 10%. Впрочем, поводов для радости бизнесмены не видят.
Часы и мобильные телефоны
По данным Алтайкрайстата, предприниматели, торгующие непродуктовыми товарами в Алтайском крае, усилили свои экономические показатели. Рост оборота в этой сфере с января по октябрь (статистика строится на поквартальных отчётах) составил 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2021-м показатель был отрицательным. Непродуктовая розница тогда недосчиталась 5,6% оборота по отношению к тем же месяцам предыдущего года.
Наибольший рост продаж в этом году демонстрировали ювелирные изделия (рост оборота на 37,7%), часы (в два раза), мобильные телефоны (почти на 30%), игры и игрушки (на 28%). Правда, эти категории товаров формируют вместе только четыре оборота от общего объёма отрасли.
Меньший рост показателей наблюдался у продавцов бытовых электротоваров (+17%), периферийных устройств (+14,8%) и книг (+14,6%). Продажа этих товаров даёт 2,4% оборота непродуктовой розницы в Алтайском крае.
Оборот торговли большей части остальных товаров из этой группы демонстрировал в пределах 10%.
В крае просела продажа изделий из меха (79,9% к прошлому году), мыла (88,5%), велосипедов и стройматериалов (89,7% и 96,4% соответственно). Эти товары формируют 4,8% общего оборота отрасли.
COVID добавил выручки
Последний квартал года уже продемонстрировал необычную картину финансовых показателей в непродуктовой рознице. В нерабочие дни, объявленные в России с 30 октября по 7 ноября, оборот отрасли вырос. При этом владельцы торговых центров говорили о существенном снижении числа покупателей в залах.
Первым о факте сообщил основатель и генеральный директор федеральной компании "Мой Склад" Аскар Рахимбердиев. "Мой Склад" специализируется на решениях по автоматизации складских, закупочных и финансовых операций малого и среднего бизнеса.
Специалисты компании провели исследование, в котором оценили влияние введённых в России нерабочих дней и локдауна на выручку клиентов из непродуктовой розницы в регионах.
По данным исследования, с наиболее существенным падением столкнулся бизнес в Воронежской области (52,8%), Москве (52%) и Пермском крае (49,3%). Выручка точек в Калининградской, Тюменской и Оренбургской областях, а также в Республике Саха (Якутия) упали на 40-47%. В Санкт-Петербурге, Тульской области и Удмуртской Республике обороты продуктовых точек сократились на 36-39%.
"Что интересно, Приморье, Уфа, Красноярск, Новосибирск положили на ограничения "вот такой вот таёжный прибор" (с) – обороты розницы в этих регионах практически не падали. Томск, Омск и Алтай настолько суровы и аномальны, что смогли вырасти на 7-10%. Науке ещё предстоит объяснить этот феномен", – прокомментировал в своём блоге результаты анализа основатель и генеральный директор компании "Мой Склад" Аскар Рахимбердиев.
В беседе с корреспондентом amic.ru Рахимбердиев объяснил методологию мониторинга. По его словам, специалисты "Моего Склада" сравнивали недели 18-24 и 25-31 октября и 1-7 ноября.
Гендиректор сервиса не раскрыл абсолютных цифр и сообщил, что непродуктовая розница не делилась по секторам. Он отметил, что его компания изучала финансовые показатели организаций – клиентов сервиса с численностью сотрудников до 100 человек.
Оценить репрезентативность выборки невозможно: количество клиентов сервиса в Алтайском крае не раскрывается. Известно, что "Моим Складом" пользуются 7,5 тыс. компаний.
"Алтайский край чудесным образом показывал +10,4% к первой неделе и +10,1% – ко второй. Это какая-то аномалия", – сообщил amic.ru Рахимбердиев.
Согласно данным Рахимбердиева, строгость ограничений в регионах напрямую коррелируется с потерями МСП из непродуктовой розницы. В регионах-лидерах запреты были гораздо жёстче, чем в тех, где финансовые показатели остались на том же уровне или выросли.
Например, в Москве в период с 30 октября по 7 ноября функционировали только аптеки и магазины с товарами первой необходимости. Компании из сферы общественного питания могли работать только навынос. Непродовольственная розница вообще была вынуждена приостановить работу.
В Красноярском крае, где, по данным "Моего Склада", выручка непродуктовой розницы практически не упала, власти ограничили посещение массовых и спортивных мероприятий. ТРЦ можно было посещать только по QR-коду. В период с 30 октября по 7 ноября коды не нужны были для похода в парикмахерские или салоны красоты, спа, массажные салоны, спортзалы, бассейны и рестораны. Без кода можно было заселиться в гостиницы, пансионаты, санатории и базы отдыха по всему краю.
В Алтайском крае, который, по данным "Моего Склада", является абсолютным лидером по росту выручки непродуктовой розницы во время вынужденных нерабочих дней в стране, противоэпидемические меры были практически идентичными с Красноярским краем. Но прибавка к выручке предпринимателей, торгующих непродовольственными товарами, выросла существенно.
Покупатель ушёл в магазин
Игроки рынка говорят, что показатели не изменились либо выросли в отдельно стоящих магазинах. В торговых центрах произошло существенное падение финансовых показателей.
Управляющий магазина, торгующего бытовой техникой в гипермаркете "Алтай", на условиях анонимности рассказал, что дневная выручка с введением QR-кодов существенно упала: "Финансовые показатели снизились на 30-40% и это для нас очень существенно. Клиентов в торговом центре очень мало. Вероятно, нам придётся выходить с предложением к администрации ТЦ о пересмотре арендной платы или сокращении торговых площадей".
Ирина Чанцева, владелец нескольких магазинов одежды, расположенных как в ТЦ, так и в отдельных помещениях в Барнауле, тоже говорит о снижении выручки в отделах, находящихся в ТЦ.
"Программа 1С даёт следующие цифры падения оборота отделов, расположенных в ТЦ. По отношению к последней неделе октября (в нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября, – прим. ред.) минус 52%", – говорит Ирина Чанцева.
О существенном падении экономических показателей говорится и в письме руководителей торговых центров Барнаула и Новоалтайска, которое они направили губернатору региона Виктору Томенко.
"Торговые центры, наряду с другими областями, оказались в очень сложной и тяжёлой ситуации, но в соответствии с коллизией действующего законодательства торговые центры не были признаны пострадавшей отраслью и не были включены в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", – утверждается в документе.
Посещаемость ТЦ упала в три-четыре раза. Многие отделы, чтобы снизить затраты, закрылись, поскольку небольшой поток посетителей не может компенсировать затраты на работу магазинов, пишут предприниматели.
В отдельно стоящих магазинах street retail тоже есть падение, говорит Чанцева, но это сезонные колебания. Некоторую потерю выручки в street retail (формат торговой точки, располагающейся на улице, обычно на первом этаже жилого дома, – прим. ред.) Чанцева в том числе связывает с тем, что в первые дни ограничений клиенты не сразу поняли, что для входа в небольшие магазины не требуется QR-код.
Другие предприниматели, ведущие бизнес в помещениях, в которые можно попасть без QR-кода, говорят о стабильных показателях или некотором росте.
Андрей Загарин, владелец сети торгово-сервисных центров ZavGar, говорит, что антиковидные ограничения никак не отразились на его бизнесе.
"Мы работаем без QR-кодов, поэтому те, кто хотел "переобуть" летнюю резину на зимнюю, сделали у нас это без проблем. Те, кто хотел купить моторное масло, купили его. Станции техобслуживания, которые являются нашими важными клиентами, тоже работают без QR-кодов, поэтому спада выручки мы не почувствовали", – утверждает Загарин.
О некотором росте выручки говорит Роман Украинский, предприниматель, занимающийся продажей мобильных телефонов, гаджетов и аксессуаров к ним. Он арендует помещение в отдельно стоящем магазине "Мария-Ра", для входа в него не нежен QR-код.
"С начала антиковидных ограничений фиксирую некоторый рост выручки. Изменилось поведение потребителя. Клиент сейчас не выбирает, а приходит за конкретной моделью телефона или гаджета и сразу её покупает", – сказал amic.ru Украинский.
Вероятно, вся информация о товаре уже почерпнута на сайтах крупных ретейлов, но запланированная покупка у них невозможна из-за отсутствия QR-кода.
Рост выручки подтвердили коллеги Украинского, арендующие торговые площади в отдельно стоящих магазинах "Мария-Ра".
Мало оптимизма
Несмотря на оптимистичные цифры роста, которые транслируют владельцы street retail и другие источники, поводов для радости у предпринимателей из непродуктовой розницы немного. Бизнес, по словам многих из них, находится под угрозой, а более половины работников сектора могут потерять работу.
Общая площадь стационарных торговых объектов в Алтайском крае составляет около 2 млн квадратных метров. По данным Росстата, на этой площади работают 13,519 тыс. торговых предприятий с 75,404 тыс. работников. По данным коммерческого директора ТЦ "Алтай" Ирины Клюкиной, которые приводит газета "МК на Алтае", в ТЦ в Алтайском крае трудятся около 30 тыс. человек. Если ситуация не поменяется, то большая часть из них может потерять работу.
В письме отмечается, что каждый второй арендатор ТЦ может закрыться к Новому году. Судьба остальных туманна. Владельцы торговых центров просят Томенко отменить вход в ТЦ по QR-кодам.
Ирина Чанцева говорит о перераспределении клиентских потоков между ТЦ и магазинами в отдельных помещениях.
"Естественно, что сейчас произойдёт перераспределение потоков покупателей (между ТЦ и street retail). Все, кто не имеет QR-кодов, будут покупать в отдельно стоящих магазинах. Не можем ходить в кафе, нет QR-кодов? Значит больше будем покупать в продуктовых. Если у розничной торговли появляются любые запреты, то население найдёт более лёгкий путь, чтобы удовлетворить свои потребности", – комментирует ситуацию Чанцева.
При этом street retail не сможет закрыть всего спроса, утверждает Ирина Чанцева. А основная масса игроков, работающих в ТЦ, не сможет оперативно переориентироваться на другие форматы торговли.
"Так быстро корабль не развернёшь. Но то, что предприниматели задумаются о площадках вне ТЦ, – точно", – говорит Чанцева. От всех запретов в офлайн-бизнесе выигрывать будет онлайн-торговля, предполагает она.
Отмена QR-кодов, скорее всего, маловероятна. Правительство уже направило в Госдуму законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Документ предполагает, что посещать "места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением" можно будет только с QR-кодом, документом о перенесённом заболевании или медотводом от прививки. Законопроект должны рассмотреть до февраля следующего года. Его принятие весьма вероятно на фоне информации о появлении нового опасного штамма коронавируса "омикрон".
Подтвердить или опровергнуть пессимистичные прогнозы предпринимателей смогут данные Алтайкрайстата, которые появятся после Нового года.
Комментарии 0