Почему армия так и не стала последним оплотом советской государственности?

14 сентября 2013, 11:15, ИА Амител

В эти дни исполняется очередная годовщина августовского путча ГКЧП, подробности данных событий очень хорошо описаны во многих источниках, а некоторые из наших сограждан, это в основном те, кто постарше были в те дни даже непосредственными участниками тех событий. Об этом пишет "Военное обозрение".

Кроме этого, фактически все жители некогда великой страны советов оказались непосредственными и равнодушными очевидцами её гибели.

Однако если политическая составляющая путча в истории новой России сегодня разложена буквально по полочкам, то подробности действий армии, других силовых структур принимавших участие в перевороте освещены не достаточно подробно.
Так, например, из книги Н.Леонова "Крестный путь России 1991-2000" известно что: "Численность так называемых защитников Белого дома в истории останется навечно весьма приблизительной величиной. В самом здании находилось около 400 человек, у которых имелось большое количество стрелкового вооружения, включая автоматы и пулеметы. Около здания на импровизированных баррикадах собралось, по разным оценкам, от 5 до 50 тысяч человек.
Именно такие цифры назывались органам следствия различными лицами, подвергавшимися допросам в связи с событиями тех дней. “Демократы”, как правило, преувеличивали численность защитников, а лица со стороны ГКЧП имели тенденцию преуменьшать. Офицеры КГБ, посланные в те дни для оценки численности защитников Белого дома на предмет подготовки возможных силовых акций, определили ее в 15-20 тыс. человек." http://www.russia-talk.org/cd-history/1991-2000/leonov1.htm

Из истории СССР известно, что только за период с 1953 по 1969 г.г. Советская армия приняла участие в подавлении как минимум трех крупнейших вооруженных мятежей в странах социалистического лагеря. И если в Восточной Германии в 1953г. и в Чехословакии в 1968г. советским войскам было оказано незначительное сопротивление, то в Венгрии наоборот велись масштабные боевые действия с применением всех видов тяжелых вооружений, включая и боевую авиацию.

При этом все боевые операции советским командованием готовились очень тщательно и все они проводились на самом высочайшем профессиональном уровне, с учетом того, что войска должны были действовать в условиях крупных европейских городов. В итоге все вооруженные мятежи были полностью подавлены, с минимальными обоюдными потерями.

Таким образом, в августе 1991г. в рядах Советской Армии еще находились на службе многие генералы и полковники, участники боевых действий по подавлению мятежей в городских условиях Европы, плюс к этому в то время в советских силовых структурах также проходило службу большое количество офицеров и прапорщиков, имевших богатейший боевой опыт афганской войны. Этой категории советских граждан было что защищать, так как они полностью зависели от государства, и от того политического строя, у которого они находились на содержании.

Однако как показали дальнейшие события августа 1991г. советские военные оказывается совсем не умели совершать, или как ещё говорится "делать" военные перевороты, этому в Советской Армии в мирное время просто не обучали.

Специфической особенностью Московского военного округа ещё со сталинских времен было то, что Подмосковье являлось местом дислокации самых привилегированных и боеспособных в те времена соединений армии и МВД это известные Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая дивизии, но и конечно знаменитая дивизия внутренних войск имени Феликса Дзержинского, а также множество других отдельных частей и соединений.

Хорошо известно, что именно эти два соединения из трех были использованы в 1953 году для нейтрализации войск НКВД, во время ареста Л. Берии и в 1957 году, в период борьбы с так называемой “антипартийной группировкой”. Спустя многие годы нашлось им дело и в августе 1991 года.

В конце 80-х годов, особенно после вывода войск из Афганистана, советское командование начало активно привлекать к наведению порядка в основном в национальных окраинах, наряду с внутренними войсками ещё и части ВДВ. Десантников, словно пожарную команду в 1990-1991г.г. перебрасывали из одного региона союза в другой, не остались они в стороне и от московских событий.

Каковы были силы и средства, которые привлекались к участию в августовском путче? Известно, что к середине дня 19 августа всего в составе задействованных в путче частей и соединений в Москву было введено более 300 танков, около 270 боевых машин пехоты, 150 бронетранспортеров и 430 автомобилей.

Общая численность личного состава всех войск не превышала 4600 человек. Это были следующие соединения: от МВД дивизия им.Дзержинского, от МО 106-я Тульская дивизия ВДВ и местные войска, это Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая дивизии.

Таким образом, получается, что заговорщики ГКЧП не смогли наскрести для путча на территории многомиллионной Москвы даже одной полнокровной мотострелковой дивизии, этих войск с трудом хватало, чтобы хоть как то взять под контроль хотя бы часть особо важных объектов столицы страны.

"Поднятые по тревоге и спешно переброшенные в Москву войска сразу же почувствовали отсутствие политического руководства, что выражалось в расплывчатости поставленных целей, в нерешительных, часто изменяющихся приказах. Формально надлежало взять под охрану Центральный телеграф, ТАСС, телецентр в Останкино, радиостанции, ТЭЦ, водонапорные станции, мосты и подъезды к ним.

Но этот набор объектов свидетельствовал о механическом перенесении опыта прошлых революций. Армия вошла в город, не понимая, от кого надо защищать порученные ей объекты, — ведь им никто не угрожал.

Во всем мире путчисты — разумеется, если это настоящие путчисты, — действуют активно, наступательно. Они берут штурмом или уничтожают своих политических противников, их опорные пункты, их боевые силы и средства."

(Н.Леонов "Крестный путь России 1991-2000").

Так было во время печально известного военного переворота в Чили, 11 сентября 1973года.Это был не обычный мятеж гарнизонного типа, а отлично спланированная военная операция, в центре которой была осуществлена комбинированная атака с применением авиации, артиллерии и пехоты. Восставшими сразу же были заняты все государственные и правительственные учреждения. Офицеры, отказавшиеся поддержать путч, были тут же расстреляны.

Мятежники действовали четко, по заранее разработанному плану, около 10 часов утра, появившиеся на площади их войска сразу начали обстрел президентского дворца Ла Монеды, в котором находился президент Альенде и всего лишь около сорока его защитников.

Затем по радио мятежники передали приказ хунты № 2, в котором предлагалось всем защитникам Ла Монеды сдаться, иначе в 11 часов дня дворец будет взят штурмом. Президент ответил отказом. Вскоре восставшие окружили дворец и затем открыли массированный огонь фактически по всем окнам, входам и выходам здания.

Около 12 часов дня президентский дворец Ла Монеды был атакован теперь уже с воздуха боевыми самолетами чилийских ВВС НУРСами. Всего было сделано от семнадцати до девятнадцати залпов реактивными снарядами. Дворец горел. Около 14 часов мятежники заняли нижний этаж Ла Монеды, а уже к 15 часам со старой властью в Чили все было покончено.
Как видно, у чилийцев их боевая техника во время переворота использовалась строго по прямому предназначению, а не в качестве трибуны для выступления какого нибудь демократического вождя.


Нигде армия не обладала столь существенными традициями участия в политической жизни, как в Латинской Америке. Недаром здесь говорят: "Если армия и не управляет сама, то это она решает, кто управляет".

Именно армия в Латинской Америке нередко рассматривалась и рассматривается как единственная сила, способная обеспечить порядок и стабильность, предотвратить хаос и анархию.

Именно на этом континенте армия всегда осознает себя верховным носителем и выразителем общих национальных интересов. И поэтому если конституционная власть не в состоянии обеспечить стабильность и порядок в стране, то на помощь всегда приходит армия. Она как общенациональный институт способна вмешаться в политическую жизнь и всегда отстоять "единство нации".

Но если Латиноамериканский опыт, понятно явно не подходил для СССР, то у наших соседей, поляков смело можно было бы поучится как необходимо правильно и эффективно наводить элементарный порядок у себя в стране.

Однако советские руководители явно позабыли весь этот польский опыт, а ведь в декабре 1981года внутриполитическая обстановка в Народной Польше в то время была куда более сложной и опасной, чем в августе 1991 г. в СССР, и все же там введение В.Ярузельским чрезвычайного положения было проведено в жизнь безупречно и с большим эффектом.

Известно, что поляки при введении ЧП на всей территории своей страны задействовали до 70 тыс. солдат, 30 тыс. сотрудников милиции, 1750 танков, 1900 бронетранспортеров, 9 тыс. грузовых и легковых автомобилей, несколько эскадрилий вертолетов и транспортных самолетов. Все эти силы были сосредоточены в крупнейших городах и промышленных центрах.

С началом операции вся телефонная связь в стране была отключена, были закрыты границы и заправочные станции, для выезда из любого населенного пункта были введены пропуска, установлен комендантский час и цензура на переписку. Через десять дней во всей стране с забастовками было покончено, все демонстрации разогнаны, результативность запланированных мер была налицо, в итоге около 4 тыс. забастовщиков были арестованы. http://maxpark.com/community/politic/content/2077722


" В Москве ничего подобного не происходило. Войска вошли и встали. Дело доходило до курьезов: в 13.50 к Белому дому, где находилось российское руководство во главе с Ельциным, подошел один батальон 106-й дивизии ВДВ, с которым прибыл генерал А. Лебедь. Он развернул танки кормой к зданию, а стволы орудий мрачно смотрели в пространство в сторону неизвестного противника. А. Лебедь вроде бы выполнял приказ об охране государственных учреждений, а окружающие воспринимали эти танки, как перешедшие на сторону противников ГКЧП.

Нельзя не улыбаться, читая воспоминания свидетелей опереточных, с трагическим отсветом событий тех дней. Войска двигались по улицам в сопровождении автомашин ГАИ, как будто речь шла о разведении парадных расчетов.

Б. Ельцин, ехавший в то утро из государственной дачи в Архангельском в Белый дом на Краснопресненской набережной на своем автомобиле с “мигалкой” в сопровождении охраны, обгонял боевые машины, которые с готовностью уступали ему дорогу. У него время от времени сжималось от страха сердце, что вот-вот он будет арестован, а офицеры только брали под козырек и ели глазами мчавшееся мимо начальство.

Москвичи вообще умирали от удивления, глядя, как танки, БМП и БТРы покорно останавливались перед красными сигналами светофоров, пропуская потоки обычного городского транспорта.
Все это походило на какой-то театр абсурда." (Н.Леонов "Крестный путь России 1991-2000").

Положительным было только то, что, не смотря на огромное количество боевой техники, которую ввели в столицу, военные при этом не подавили и не покалечили жителей и гостей огромного мегаполиса. Правда, к сожалению, не обошлось и без жертв, однако к счастью они оказались незначительными, всего трое погибших и пятеро раненых.

Было и такое, это когда, находясь под градусом некоторые революционэры позировали перед зарубежными фото, пытались при этом залечь под гусеницу танка, им, конечно, было неведомо, что у механика-водителя танка могут попросту не выдержать нервы и при этом совершенно случайно, у него может соскочить с горного тормоза его нога, одетая в грубые кирзачи, и тогда все, героическая смерть за демократию в виде человеческого тела в лепёшку на московском асфальте кое кому была бы обеспечена точно.

В итоге крайне неуклюжие и безграмотные действия путчистов показали, что советские руководители-члены ГКЧП так и не смогли правильно воспользоваться фактически последним оплотом государственности, некогда бывшей гордостью советской страны, её Вооруженными Силами.

Первоисточник http://ru-history.livejournal.com/

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров