В Барнауле провели тренинг родительской компетентности
21 июня 2010, 16:28, ИА Амител
Название тренинга было выбрано не случайно.
"Когда родители слышат это словосочетание, они начинают задумываться о проблемах своих детей и о том, что можно сделать для их решения", - говорит психолог Елена Борячек.
Тренинг начался с того, что родителям предложили нарисовать на стикере своего ребенка и написать проблему. И все на 3 минуты погрузились в раздумья. Особенно папы.
Среди проблем, которые обозначили журналисты, были следующие:
- нежелание говорить с родителями, делиться своими проблемами;
- как найти общий язык с повзрослевшим подростком;
- как справиться с адаптацией к школе;
- почему ребенок убегает от мамы на улице;
- как не избаловать маленького;
- что делать, если грызет ногти;
- как воспитать доброго и сильного человека.
Стикеры с изображением детей и описанием проблемы прикрепили на доску. Через некоторое время психолог разделила их на 3 группы. В первую группу вошли проблемы, как общаться с ребенком, вторая связана с воспитанием маленького ребенка. Третья – частные вопросы, которые можно разобрать индивидуально.
Анализировать проблемы воспитания начали с тех, у кого есть маленькие дети. Для этого Елена схематично изобразила взаимодействие ребенка и мамы. Это один круг внутри другого. Чем старше ребенок, тем дальше один круг удаляется от другого.
Другая схема называлась "Зона развития ребёнка". Ее можно изобразить как один круг внутри другого. Маленький круг обозначает все дела, с которыми ребёнок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребёнок делает только вместе со взрослым.
"В зону "сам" родители не должны вторгаться, и тогда не будет проблемы недолюбить или перелюбить своего ребенка. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но не может хорошо организовать свои дела в течение дня", - отмечает психолог.
Особое внимание Елена Борячек уделила различного рода высказываниям в отношении ребенка. Они подразделяются на "ты-сообщения" и "я-сообщения".
Обычно, придя с работы уставшим, родитель говорит: "я устал". Но ребенок может понять это как "я плохой".
Если родитель скажет "мне хочется отдохнуть", ребенок расшифрует это более правильно: "Мама устала".
"Используя в речи "ты-сообщения", родители унижают личность ребенка. Например, ребенок пришел с улицы грязный. Родитель задает вопрос: "Ты опять грязный? Ты что не мог лужу обойти?" А можно было бы сказать: "Мне очень-очень стыдно, что мой ребенок не видит лужу и лезет в нее". И тогда ребенок думает: "Да, чего-то я куда-то не туда зашел". Всегда нужно оценивать поступок ребенка, а не личность", - советует Елена Георгиевна.
Одной из обозначенных проблем явилось нежелание ребенка делится с родителями. Отвечая на этот вопрос, Елена Борячек сказала:
"Все привыкли спрашивать: "Как у тебя дела?". И получать ответ: "Нормально". Но можно задать вопрос более конкретный: "У тебя все в порядке и в школе, и с друзьями? А как дела с Петей Васечкиным?". Т.е. найти то, за что можно зацепить и узнать, таким образом, как дела у ребенка".
С детьми подросткового возраста у многих родителей возникают проблемы. В этих случаях Елена Геогиевна советует не повышать на ребенка голос, т.к. он вообще может отключиться и не слышать.
"Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, поговорите с ним шепотом. Помните, что в подростковом возрасте дети ждут поддержки от родителей, они хотят знать, что их любят, что родители одобряют то, что они делают".
Психолог обратила внимание родителей на то, что никогда не нужно сравнивать своего ребенка с другим.
"Лучше сравнить поведение ребенка вчера и сегодня или на той неделе и на этой. Задав вопрос: "Что случилось с моим ребенком сегодня?", он задумается над своим поведением", - говорит Елена.
Вторая часть тренинга включала ответы на вопросы журналистов, касающихся конкретной ситуации. Например, как отучить ребенка от совместного сна.
В этом случае Елена советует понять, манипулирует ли ребенок вами или ему на самом деле страшно спать одному. Рядом с кроватью ребенка можно установить ночник и проговорить с ребенком, зачем он нужен. Можно использовать такие приемы, как разговор о том, что кровати плохо без него, что она не запоминает сны. Подушка, одеяло тоже слушают сказки, которые читают мама с папой. Дети до 7 лет любят играть с родителями. Поэтому через игру так же можно воздействовать и на них.
В конце тренинга журналисты выполнили упражнение "Мусорное ведро, мясорубка и чемодан". То есть, что от прослушанного они бы выкинули в мусорное ведро, перемололи (подумали над услышанным), взяли с собой в дорогу. Участники отметили, что ничего не стали бы выкидывать. Вся информация, которую они услышали, была полезна.
"Я очень много полезного услышала на этой встрече. Даже то, что советовали для родителей маленьких детей, мне было интересно послушать. Во-первых, чтобы переоценить свои поступки, во-вторых, многое из того, что говорят про маленьких применимо и к взрослым", - говорит корреспондент краевого радио ГТРК "Алтай" Мария Рудакова.
"Я считаю, что встреча была продуктивна. Родители были заинтересованы, задавали вопросы, ответы на которые получили. Хочу сказать, что растить ребенка - это здорово, интересно, необыкновенно. Каждый ребенок растет по-своему. Нет двух одинаковых детей, так же как двух одинаковых людей. Воспитание – это целая наука. Такие тренинги могут помочь в этом", - отмечает Елена Борячек.
Встреча была интересна не только для родителей, но и для детей. Пока родители узнавали о способах конструктивного общения с детьми, дети находились в игровой комнате "Веселые джунгли", занимались с педагогом-психологом Евгенией Мирской.
Данное мероприятие состоялось в рамках проекта "Ремень не метод воспитания!", получившего грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комментарии 0