В этот день, 34 года назад, не стало Владимира Высоцкого

25 июля 2014, 08:48, ИА Амител

Сегодня, 25 июля - день памяти Владимира Высоцкого. Поколением, что помладше Высоцкого, он воспринимался как старший товарищ. Мало кто видел его воочию, но услышав его песни, увидев в кино, люди, по возможности, старались следить за его творчеством. Для большинства Высоцкий уже в 1960-е годы стал легендарной личностью, ведь в прессе о нем достоверной информации не было, на телевидение его не допускали, по радио его песни не звучали. Тем не менее, каким-то непостижимым образом они расходились по всей стране.

По этим песням, по всяким слухам и небылицам, вперемешку с какой-то достоверной информацией, создавались и из уст в уста передавались всякие псевдобиографии и псевдообразы поэта.

Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) родился 25 января 19 38 в Москве. Раннее детство провел в московской коммунальной квартире. Два года жил с матерью в эвакуации на Урале, в 1947-1949 с отцом-военнослужащим и его второй женой жил в г.Эберсвальде (Германия), затем снова в Москве, в Большом Каретном переулке. По окончании школы некоторое время учился в Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960.

Работал в Московском драматическом театре им.А.С. Пушкина, в 1964-1980 — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте!", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Владимира Высоцкого.

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную "русскую" гитару. В 1961 написал  первую песню "Татуировка", положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически — с поэтикой городского романса и "блатного" фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В первой половине 1960-х годов Владимир Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее — на публичных вечерах и концертах. 

Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Владимира Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Владимира Высоцкого. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Владимира Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе (неоконченный "Роман о девочках" (1977), и др.).

В 1975 Владимир Высоцкий со своей третьей женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади, поселился в доме на Малой Грузинской улице. Во второй половине 1970-х годов часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и др. странах. В 1979 принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь". До самого конца жизни продолжал активную концертную деятельность, выступая в разных городах. Последнее выступление состоялось 16 июля 1980 в Калининграде под Москвой, последний спектакль с его участием ("Гамлет") — 18 июля, за неделю до кончины.

К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П. Любимов поставил спектакль "Владимир Высоцкий", запрещенный властями и разрешенный для показа только семь лет спустя. В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого — "Нерв", однако большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке — "за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен". С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги. В Москве в 1989 создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.

Основные черты художественного мира Владимира Высоцкого определились во второй половине 1960-х годов, когда сложились основные тематические пласты его лирики (жизнь криминальной среды, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.), выявилась тяга автора к тематической "энциклопедичности", к драматической конфликтности сюжетов, к гиперболической разработке характеров. С самого начала Высоцкий тяготел к семантической двуплановости художественного построения, считая непременным условием полноценной песни наличие в ней "второго дна". Этот подтекст в одних случаях обладал памфлетно-политической направленностью ("иноходец" как метафора инакомыслия, "Жираф большой — ему видней!" как формула конформизма), в других — придавал сюжетам философическую глубину и обобщенность ("Спасите наши души", "Горизонт", "Чужая колея"), в третьих фиксировал равноправие взаимоисключающих точек зрения на явление или проблему ("Песня про первые ряды", "Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт…"). Способность к перевоплощению и всепониманию обеспечила и убедит ельность монологических исповедей поэта ("Я не люблю", "Мой черный человек в костюме сером…" и др.). Поэзия Владимира Высоцкого отмечена жанровым разнообразием, творческим остроумием, афористичностью. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь "крылатыми словами".

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Умер Владимир Семёнович Высоцкий в Москве 25 июля 1980.

Сообщений о смерти Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в "Вечерней Москве" о смерти и дате гражданской панихиды, некролог в газете "Советская культура" и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в "Советской России"). Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: "Умер актёр Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию.

Утверждается, что Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким образом "подсадили" Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ "лечения" от алкоголизма: в конце 1970-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно увеличивались. По словам Марины Влади попытки лечения не давали результатов, и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от "ломки" ( абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра по словам всё того же Перевозчикова вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков.  Хотя о смерти от передозировки  Высоцкого не писал никто.

Сейчас существуют десятки книг, в которых каждый пишущий старается донести свою правду, а иногда и неправду, о Высоцком. Согласия в том, как и о чем надо писать, нет, и не было даже среди родных и близких. Отметим только, что сам Высоцкий, утверждавший в своем творчестве "ни единой буквою не лгу", никогда не одобрил бы ретуширование и приукрашивание своей биографии.

Напомним, 14 сентября 2002 года в Барнауле был открыт памятник В.С. Высоцкому . Его автором является Николай Звонков, уже известный барнаульцам по скульптуре писателя Василия Шукшина. 

В память о Владимире Семеновиче на amic-video.ru в течение дня будет размещена подборка песен. Также приглашает читателей разместить на данном ресурсе свои любимые песни.  Сделать это несложно, - нужно лишь пройти простую регистрацию.

Опрос на ИА "Амител" :

Кто является для Вас главным русским кумиром ХХ века?
Юрий Гагарин 582 чел.
Владимир Высоцкий 544 чел.
Георгий Жуков 317 чел.
Лев Толстой 83 чел.
Иосиф Сталин 708 чел.
Александр Солженицын 111 чел.
Владимир Ленин 160 чел.
Андрей Сахаров 106 чел.
Андрей Миронов 116 чел.
Михаил Булгаков 158 чел.
Михаил Шолохов 72 чел.
Ирина Роднина 74 чел.
Антон Чехов 66 чел.
Майя Плисецкая 51 чел.
Любовь Орлова 20 чел.
Лев Яшин 74 чел.
Федор Шаляпин 26 чел.
Василий Чапаев 50 чел.
Дмитрий Шостакович 22 чел.
Илья Репин 24 чел.
Михаил Горбачев 63 чел.
Иосиф Бродский 29 чел.
другие 192 чел.
затрудняюсь ответить 149 чел.
Виктор Цой 253 чел.
Всего проголосовало: 4050 чел.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров