"Хин чао!": простая жизнь простых людей в стране, где всегда лето

наблюдения из Вьетнама

07 декабря 2012, 07:27, ИА Амител

"И под каждым ей кустом был готов и стол и дом", - Иван Андреевич Крылов, написав басню про стрекозу и муравья, вероятно, никогда не был во Вьетнаме. Примерно так подумалось неизбалованной отдыхом в азиатских странах туристке из Барнаула и ее попутчику - после нескольких дней пребывания в этой стране. Речь, прежде всего, идет о климате и невероятном изобилии фруктов и еды из Восточного моря. Минимум расходов на быт. 

Даже в декабре во Вьетнаме - тропики. Плюс 30. 90 -процентная влажность. Не нужно заботиться о теплой одежде, да и вообще о "шмотках" - в нашем понимании. К примеру, в Нья Чанге, считающимся одним из лучших курортных мест Вьетнама, все одеяния очень простенькие.

Российские модницы в местных магазинах почувствуют себя неуютно: в России такое носили в 90-е годы. Впрочем, отсутствие, так сказать, современного шопинга полностью компенсируются радушным отношением и вниманием, которое вьетнамцы оказывают русским. А массаж и другие SPA-процедуры - просто сказка. Но об этом - позже.

В Нья Чанге самой распространенной одеждой являются легкие трикотажные брюки, а также кофты или футболки. Джинсы носят многие. Платья и короткие узкие юбки женщины обычно надевают на работу. Красотка на мотобайке в перчатках, панаме или капюшоне, а также повязке во все лицо - обычное дело. 

Знаете почему во Вьетнаме говорят: когда русский приезжает в их страну - он богатый - когда уезжает - бедный? Дело не в деньгах вовсе. А в цвете кожи - загорелая кожа - признак бедноты.

А чем белее кожа, тем выше статус. Именно по этой причине многие вьетнамцы берегут себя от солнечных лучей под душными масками и толстыми перчатками, а в салонах красоты - отбеливают кожу. Ну а таксисты, к примеру, для "красоты" отращивают ногти, демонстрируя таким образом, что работа у них престижная, чистая.

Вообще, те из вьетнамцев, кто имеет дело с автомобилем, люди привилегированные. Если у тебя ес ть автомобиль - ты очень богатый человек. Причем, старых подержанных иномарок в Нья Чанге не встретишь. Для вьетнамцев важно, чтобы автомобиль был новым, хорошо оснащенным, с кожаным салоном. Те же таксисты, чтобы ездить на такой "красоте", носят форму: строгие брюки, рубашку и галстук.

И все же мотобайк - самый распространенный вид транспорта: 80 процентов населения передвигается по улицам на "мотиках". Для того, чтобы получить на него права, учиться нужно 2 года. Впрочем, судя по тому, как ездят на дорогах (на красный свет, "по встречке", а также - немыслимые перестроения из ряда в ряд), учиться вьетнамцам нужно все 5 лет :)

Как можно видеть на фото, на этом виде транспорта вьетнамцы не просто передвигаются, но и перевозят различные грузы и пассажиров: транспортировать на байке 3-метровые пластиковые панели, газовый баллон, оконное стекло - вообще не проблема.

 Непривычно и то, что скорость движения на трассах - не более 40-60 километров в час. На одном байке могут ехать к примеру, два взрослых вьетнамца и двое детей. Или женщина с годовалым ребенком, посаженным ... за детский столик для кормления. "Мадам" может ехать с возлюбленным, бочком кокетливо сев на мотобайк, скрестив ножки. На лице - обязательно маска.

Помнится, при виде людей в масках на мотобайке в первый раз - в момент переезда из аэропорта в гостиницу - невольно подумалось, что некие криминальные элементы готовятся напасть на беззащитных туристов. Но опасение прошло: как только байкеры ловили заинтересованный взгляд, приветственно махали руками, при этом улыбку на их лицах не могла скрыть даже маска.

Несмотря на невысокие запросы, вьетнамцы - очень трудолюбивый народ, на долю которого выпало много бед: и французы их колонизировали и американцы войну вели. Только- только себя свободными почувствовали. Ну и конечно - русские тут - первые друзья: помогли в войне, да и социализмом поделились.

Утро в Нья Чанге начинается в полшестого утра и не с завтрака, а.. с зарядки на берегу моря. Так что просыпались мы в отеле под бодрые марши, ровно с 6-ти утра льющиеся  из динамиков на побережье. Только сделав зарядку и окунувшись в море, вьетнамцы завтракают, собирают детей в школу и едут на работу.

Кстати, правит Вьетнамом президент. Социалистическая партия - авторитет. Из разговоров и по наблюдению: все вьетнамцы боятся попасть в немилость и быть исключенным из рядов строителей социализма, и следовательно лишиться льгот. Причиной может стать публичное обсуждение членов партии или критика . Ну а одной из привилегий, которой опасаются лишиться партийцы, является возможность рождения 3-го ребенка. Кстати пенсии во Вьетнаме-  не для всех, а только для гос служащих. Поэтому все заботы о престарелых - обязанность семьи.

Семейственность возведена в культ неписанных правил. Особенно это ощущается у северян - вьетнамцев, у которых, как и у многих последователей языческих традиций, выражение "перемыть кости" имеет буквальное значение. Спустя три года умершего родственника, а точнее, его кости, достают из могилы, очищают от остатков одежды, гнили и прочего мусора. Во время ритуала, присутствует исключительно родня, которые воспевают и восхваляют покойного на протяжении всей процедуры. Очищенного, покойника, вновь хоронят, все под те же хвалебные речи.  Считается, что умерший таким образом, становился благодетельным и очищенным от всех грехов и земной жизни. В память об усопших, которые, по верованиям вьетнамцев, оберегают потомков, в специальных ящичках выкладывают фрукты, зажигают свечи и ароматные палочки. Такие "домики для духов" можно увидеть везде: в магазинчиках, уличных кафе, на базаре, парикмахерских.

О религии. Бытует мнение, что во Вьетнаме процветает буддизм, хотя процент буддистов не достигает и десяти.  Мнение это не голословно, там действительно очень много прекрасных буддистских храмов. В некоторых побывали и мы.  Впечатлила пагода в Далате, где находится одна из самых высоких статуй Будды, сидящего на распустившемся цветке лотоса. Подходить к божеству нужно босиком и без головных уборов, а, загадав нематериальное желание, выходить из пагоды, не поворачиваясь к статуе спиной.

И все же львиную же долю, 80 процентов, вьетнамцев составляют атеисты и последователи местных культов. К верующим относят себя лишь 20 миллионов вьетнамцев.

Барнаульцев, желающих посетить эту одну из самых экзотических стран мира, ждет 8-ми часовой перелет на чартерном самолете. Те, кто в первый раз едет из заснеженной Сибири - "погреть пузо" и купаться в Восточном (Китайском) море, советуем приготовиться заранее (взять легкую одежду с собой в ручную кладь, чтобы переодеться в самолете или сразу по прилету), поскольку выйдя из самолета в аэропорту Камрани ощущается эффект сауны: жаркий влажный воздух тропиков шокирует.

Кстати, позаботьтесь о солнцезащитных кремах: тела беспечных туристов вьетнамское солнце жарит до "мяса" даже в пасмурный день. По этой причине с 11 до 15 часов вообще не рекомендуется принимать солнечные ванны. Во Вьетнаме рассчитываются донгами. Их можно получить в банках или ювелирных лавках в обмен на доллары из расчета 1 доллар - 20 тыс. 200 донгов.

Поэтому обменяв по приезду в отель 100 долларов, мы стали миллионерами. Правда, тут же, по неопытности, "спустили" один миллион  - на креветок и блюда (около 5) из морепродуктов в ближайшем ресторанчике. Впрочем, особого расстройства не было: пересчитав на "наши" деньги, получилось где-то около 1,5 тыс. рублей.

В последующие дни мы решились попробовать и уличную пищу, которую в Нья Чанге готовят чуть ли не на каждом углу: курица и рис - 35 тыс. донгов. Очень понравились местные банми - это пышные пироги из рисовой муки, фаршированные мясом и грабами, а в середине - гусиное яйцо (10 тыс. донгов/ 15 рублей).

Вообще, про местную гастрономию можно было бы написать отдельную статью, но вряд ли  в ней можно было бы передать разнообразие вкусов невиданных фруктов и морских обитателей. Как мы выяснили в Институте океанографии, последних здесь - более 400 видов. Поэтому азарт испробовать "невиданных зверей" был большой.

Морского ежа рискнули попробовать одним из первых потому, что на одной из экскурсий на южные острова, где нам впервые предоставилась возможность поплавать в ластах и маске, разглядывая "вживую" морских обитателей, нам самим удалось добыть "ежика". Тогда после фотосессии "колючий колобок" был отпущен восвояси, но его сородич в ресторане не избежал участи быть съеденным - с арахисом и овощами.

Пробовали также салат из медузы, морских тараканов, жаркое из крокодила. Кстати, сами вьетнамцы любят говорить, что едят они все, что шевелится. И в это охотно веришь, побродив по рыбным рядам на рынке.

За время пребывания в Нья Чанге были и курьезные случаи. Так как лягушки здесь - распространенная еда, а русское название животного в ресторане не понимали, "мадам" (так вьетнамцы называют всех приезжих женщин-туристов) решила показать наглядно, что ей требуется. Но то-ли у вьетнамцев лягушки не так квака ют и прыгают, то-ли актерского таланта маловато было, в общем, официантка уверовала, что "мадам" хотела бы употребить "чикена". А "мадам" с некоторым беспокойством (из жестов и написанных цифр официантки следовало, что "лягушка" будет весить не менее 1,5 кг.) стала ждать заказ...

Учите английский - такой вывод можно сделать из этой истории. Зажаренный вместе с потрохами и лапками "чикен" так и остался сиротливо стоять на столике. Кстати, это нежеланное блюдо в счет нам включать не стали. А "фрог" был весьма вкусный:  хотя и чем-то напоминал "чикена", только был сочнее.

Что касается достопримечательностей, то их в Нья Чанге огромное множество.
Башни тямов на холме: это священное место предназначалось для проведения религиозных обрядов. По сей день со всего мира сюда съезжаются буддисты, чтобы помолиться и почтить память своих традиций.

Если будете во Вьетнаме, обязательно посетите горячие источники Тхап Ба. Там вас искупают в грязевой ванне, затем вы "замарашкой" будете вялиться на солнце около 20 минут. После того, как грязь подсохнет, ее необходимо смыть и направиться за проводником вглубь эвкалиптовой рощи, где прямо под открытым небом (под зонтиком) вам наполнят ванну с горячей минеральной водой и предложат легкие закуски. Ваше расслабленное тело спустя 30-40 минут попадает на приятную "экзекуцию" к миниатюрной вьетнамке -массажистке, которая сделает вам массаж ног с использованием акупунктурной техники. За дополнительные 100 тыс. донгов (около 150 рублей) отданные лично массажистке можно сделать массаж всего тела. Занимает эта процедура примерно 1 час (только - т-с-с, это ее приработок).

Добро пожаловать в сумасшедший дом! Дом, действительно, сумасшедший! Хотя на самом деле - это такой отель в Далате - горном городке с невероятным климатом: утром тут - весна, днем - жаркое лето, вечером - осень, ночью - зима.

Далат - достаточно молодой город. Свою историю он начинает со времени колонизации Вьетнама французами. Считается, что первым обратил внимание на чистый прохладный воздух этой местности Александр Йерсин в 1887 году, он же высказался о постройке здесь курорта.

А сумасшедший дом был построен госпожой Данг Вьет Нга. Местные жители не сразу полюбили его. Более того, коммунистический Вьетнам не приветствовал такие странные постройки, но в данном случае ей помогли связи — ее отец был известным чиновником. В нем множество номеров, и за небольшие деньги можно провести ночь в этом необычном месте.

Знаменит Далат и своим кофе. Благодаря ровному высокогорному климату и умеренной температуре, кофе тут вырастает шикарный. Тут же производится самый дорогой его сорт - Лювак. На мировом рынке стоит он 1000 евро за килограмм. Дорог он потому, что в его производстве участвуют зверьки, похожие на мангуста или дикую кошку: кофейные зерна, прошедшие через его кишечник, ферментируются, приобретая неповторимый вкус и аромат.

Кстати, не только в Далате, но и в гостиничном ресторане, где у нас был завтрак - шведский стол - и в местных забегаловках  Нья Чанга, где мы отважились попробовать известный своим неповторимым "ароматом" фрукт дуриан - кофе был отменный.

И уезжать из этой станы по прошествии 16 дней честно говоря, не хотелось. И, наверное, не только из-за вечного лета: из-за колоритной атмосферы, в которой живут эти миниатюрные и открытые люди.

Мы - многие из нас - разучились открыто выражать свои чувства, разучились подавать нищим, погрязли в рутине и не хотим радоваться новому дню, отвечать улыбкой на улыбку, говорить приветливые слова.

Есть ощущение, что вьетнамцы, несмотря на то, что получают около 200 долларов в месяц, живут счастливее нас, они более открытые, они слушают свое сердце и следуют своим чувствам.

Поэтому - Хин чао, Вьетнам!

С. Шаповалова

Фоторепортаж можно увидеть здесь: http://www.amic.ru/photo/612/

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров