"Эта зараза стоила мне 16 лет жизни": "Вечерний Барнаул" узнал о судьбе убийцы южнокорейского студента

Корреспондент "Вечернего Барнаула" Тамара Попова узнала о судьбе убийцы южнокорейского студента (см. новость"Им не нравились люди, которые не похожи на них ": в Барнауле осуждены убийцы южнокорейского студента). Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с ее статьей

18 апреля 2013, 14:13, ИА Амител

Два года назад Верховный суд РФ оставил без изменения приговор Алтайского краевого суда в отношении трех барнаульских парней за совершение убийства по мотивам расовой и национальной ненависти. В канун годовщины этого корреспондент "Вечёрки" навестила одного из них, Александра ЕЛЬЦОВА, отбывающего наказание в лечебно-исправительном учреждении № 1 УФСИН России по Алтайскому краю.

Так называемая экстремистская статья для Барнаула, города 100 национальностей, мягко говоря, непривычная. Настолько, что при слове "экстремист" рисуется образ бритоголового головореза, непременно с "Майн кампф" под мышкой и в берцах с белыми шнурками. Весьма стереотипно, конечно, но, извините, другого нет. Щуплый паренек, что вошел в кабинет заместителя начальника колонии и, неловко перетаптываясь с ноги на ногу, произнес заученное: "Осужденный Ельцов прибыл", заставляет выдохнуть: "Господи, мальчишка совсем…".

Напомним, 15 февраля 2010 года Саша участвовал в нападении на корейских студентов Кьенг Бьенг Гила и Чжон Ончжин, приехавших в Барнаул по программе обмена изучать английский язык. Девушка от полученных травм оправилась, а Кьенг Бьенг Гил умер. Суд назвал вещи своими именами, квалифицировав действия преступников как "убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти…".

МАМА ПРИЕХАЛА

Время в местах лишения свободы течет медленнее, чем по ту сторону забора. Его с лихвой хватает, чтобы без суеты учиться ценить жизнь и бесценный ее дар - свободу. Осужденный Ельцов, тщедушный парень интеллигентного вида, говорит, что понимает это только теперь.

- Саш, а почему все-таки кореец? Ты корейцев особенно не любишь?

- Не то, чтобы мне не нравились корейцы. В тот вечер вообще идея избить эту парочку спонтанно возникла. Мы стояли у ЦУМа втроем и выпивали. У моего товарища с корейским парнем конфликт вышел, и он предложил: "Пойдем мстить". Мы и пошли, не мог же я его оставить.

- А ты родителей этого студента видел после суда? Что, по-твоему, они сейчас думают о стране, в которой убили их сына?

- Никогда их не видел. Но думаю, что ничего хорошего они о нас не думают.

- А ты сам успел обзавестись семьей?

- Нет. Моя семья - это родители. Я у них один. Кроме мамы и папы меня никто не ждет. Была девушка, но она решила меня не ждать. Я ее не осуждаю, 16 лет все-таки…

- А как ты сам понимаешь слово "экстремизм"?

- Наверное, крайнее проявление какой-то точки зрения. Но я себя не считаю ни экстремистом, ни националистом. Никогда ни к одной партии не принадлежал, Ницше не читал, и вообще, в этом инциденте нет расовой подоплеки. Но до нас, когда мы били того парня, не доходило, что это и назовут экстремизмом. Вообще, это зараза такая, глупость несусветная. Потому что ты не знаешь заранее, чем обернется твой поступок. Мой стоил мне 16 лет за решеткой. Когда освобожусь, мне уже 35 стукнет.

- А в отряде здесь все русские? Как ты с ними ладишь?

- Нерусских много. Хватает всяких национальностей, но цыган больше всего. Общаемся со всеми хорошо. И не потому, что они сдачи могут дать. Просто тут совсем другая жизнь. Вот раньше иду по улице, вижу человека азиатской внешности, и он меня раздражает. Даже объяснить не могу природу этого чувства. "Понаехало вас тут", - наверное, что-то вроде этого.

- А в чем вина этого человека? В том, что в его Туркмении люди очень бедно живут и Россия - их единственный шанс? Они ведь берутся за всю грязную работу, которую представители титульной нации выполнять не хотят.

- Такая мысль вообще раньше не возникала. Сейчас у меня все по-другому. Ну есть они и есть. Пусть живут себе на здоровье, мне не мешают. Пусть и русские хорошо живут, и нерусские. До того как меня арестовали, я ведь в АлтГТУ учился, специальность "Экспертиза и управление недвижимостью", сейчас мои однокашники уже на четвертом курсе. В группе у нас, кстати, люди разных наций учились, все уживались, вот там все на равных были.

- Хорошая мысль. Вполне христианская. Веруешь?

- В колонии есть молельная комната, и батюшка здесь окормляет тех, кто чувствует в этом потребность. Я пока такой надобности для себя не вижу.

- Но на свободе ты посещал Воскресенский храм Научного городка. Ты жил неподалеку?

- Нет, я вообще на другом конце города живу. Ездил туда, потому что интересно было общаться с местным батюшкой. Мы с товарищами к нему ходили, он нам фильмы показывал, литературу давал. Не экстремистскую, нет. Я бы сказал, что это, скорее, монархическая платформа. Что плохого, если Россия будет монархической страной, процветающей и успешной?

- А названия этих фильмов помнишь?

- Нет. Это просто фильмы о России.

- А как здесь время проводишь?

- Работаю в клубе, на территории, в духовом оркестре учусь играть на барабанах. Читаю все, что есть в библиотеке. Из последнего - "Емельян Пугачёв". История мне всегда нравилась, но не знал, что в его отряде воевали и русские, и башкиры, и татары. А еще в этом году хочу поступить в профучилище и освоить все специальности – сварщика, столяра, оператора котельной, стропальщика, повара. Окончил - снова поступил, так можно. Времени хватит. Профессия - главное, что я могу тут приобрести. К моменту освобождения родители-то уже состарятся, я им помогать буду.

- Не знаешь, много ли еще людей отбывает наказание в этой колонии по экстремистской статье?

- Кажется, шесть человек.

- Шестеро из полутора тысяч?! Саш, ну как тебя угораздило?

- …

- А если, ну, в будущем, ты увидишь, что на твоих глазах бьют татарина или азербайджанца, или русского - поможешь ему?

- Нет. Мимо пройду. Себе дороже связываться. Я теперь ученый.

- Все мамы на свете живут радостями и бедами своих детей. Ты просил у своей матушки прощения?

- Нет. За что извиняться? За свои убеждения? За то, что два года назад повел себя неправильно? Не представляю, как это сделать. Не знаю, как подобрать правильные слова. Хотя она, наверное, ждет их.

- Мама часто к тебе приезжает?

- Разрешены длительные свидания раз в четыре месяца - она так и ездит. Можно я уже пойду? Мамка как раз сегодня ко мне приехала...

И Сашу уводят вдоль длинных стен и нравоучительного плаката "Не хочешь соблюдать закон - будешь соблюдать режим"...

МЕЛКИЙ

По словам старшего инспектора отдела безопасности ЛИУ № 1 УФСИН России по Алтайскому краю капитана Александра Козлова, Ельцов входил в группировку "Штурм-88". У него и кличка была - Мелкий. Впрочем, по словам Александра Валерьевича, сам Ельцов вины за собой не признает и считает происшедшее случайностью, за которую слишком строго наказали. В ЛИУ № 1 отбывают наказание в основном те, кто совершил преступления на почве алкоголизма и наркомании. По экстремистским мотивам осуждены на длительные сроки лишь шестеро из полутора тысяч заключенных колонии. В учреждениях исправительной системы региона содержатся 13 таких осужденных. На свободу пока никто из них не выходил, поскольку это первые в Алтайском крае приговоры по экстремистским статьям.

- Саша молодой, ну что он может об этом знать? - словно оправдывается за своего подопечного капитан Козлов. - Мы с ним на эту тему говорим, но он и сейчас еще не осознает, что наделал. Молодым всегда кажется, что жизнь бесконечна. Вот пройдет побольше времени - начнет понимать. Тем более что Ельцов - неглупый парень, со способностями и убеждениями. Исправит ли колония его и таких, как он? Конечно, лучше бы вообще человеку сюда не попадать. Но если уж так случилось… Мы ведь не зря - исправительное учреждение. Прибыл к нам осужденный - приучаем его жить по правилам, принятым в обществе. Не нарушать его норм. Выполнять определенные требования, предусмотренные в социуме, иначе нельзя. Чтобы на волю он вышел с такой четкой установкой.

О ТЕХ, КТО ЖИВЕТ РЯДОМ

В Барнаул сейчас приезжают учиться или работать жители Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии и даже латиноамериканцы. Понятно, что межэтническое общение представителей разных культур абсолютно гладким не бывает. Но, исследуя тему межнациональной конфликтности, кандидат социологических наук, доцент АлтГУ Виктор Нагайцев в ходе анкетирования выявил такой любопытный факт. При том что Барнаул считается городом 100 национальностей, 95% его жителей все же идентифицируют себя как русские. По идее, людей, к титульной русской нации не принадлежащих, не может быть более 5%. Однако численность всех проживающих в городе белорусов, татар, азербайджанцев, армян, украинцев, казахов, немцев, чеченцев и так далее явно выше. Что происходит с нашим самоопределением?

- Я встречал армян и азербайджанцев с явными внешними этническими признаками, но и они называли себя русскими. Вряд ли дело в экстремизме, - рассуждает ученый, - сибирякам он вообще чужд в отличие от жителей Москвы и Питера, Барнаул - добрая и гостеприимная территория. Но некоторая доля бытового национализма есть и здесь. Настроения, возникающие на линии раздела людей на "мы" и "они", - возможны, проблема в них. Были и у нас нацболы, другие политические объединения, муссировавшие вопрос неравенства наций. Срабатывает инстинкт: не похож на меня - значит, представляет определенную угрозу. Это явление, описанное во многих исследовательских работах. Причем делят, как правило, по внешним признакам. Но если это литовец, мало отличающийся от русского, да еще и говорящий без акцента, никому и в голову не придет его идентифицировать по-другому. Слава богу, крайние проявления такого неприятия в нашем регионе встречаются крайне редко. На моей памяти - случай из девяностых годов прошлого века, когда в Барнауле убили российского корейца, профессора АлтГУ Романа Кима, приняв его за алтайца, на волне конфликтов русских туристов с коренным населением Горного Алтая. Высказывать свое мнение может каждый. Но экстремизм - это всегда некие действия по отношению к человеку, непохожему на тебя. В жизни чаще бывает, что просто кулаки у мальчишек чешутся. Раньше такого множества национальностей в Барнауле и впрямь не было, а сейчас мои соседи по подъезду - китайцы, а по даче - таджики, и это уже нормально воспринимается. Мобильность населения в мире выросла, но есть объективные вещи. Я - за сохранение русского этноса. Но это зависит только от нас, его носителей, от нашей способности беречь язык, культуру, традиции.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров