Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Минобрнауки сократит список специальностей в вузах в пять раз

, ИА "Амител"
Министерство образования и науки РФ существенно сократит список профессий, которые можно получить в российских вузах. По планам министерства "генеральная уборка" профессий должна пройти в этом году — из более чем 500 специальностей высшего образования останется около 100. Об этом пишут Известия.

— В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со "специализации" на "направления" позволит готовить кадры в более широком диапазоне, — считают в Минобрнауки.

Директор Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.

— Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции, — рассказывает эксперт. — Специальности останутся только в "специалитете" (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля.

Контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям, уточнила директор института.

— Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов — рынок труда, — добавила Абанкина.

Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО  утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.

Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.

Руководитель Центра образовательных разработок "Школы управления "Сколково" Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются. И есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет "не переписывать одну и туже бумажку".

— Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран, — поясняет Баркин. — Одна из таких организаций — ООН, в которую входит Международная организация труда (МОТ) — высшее образование находится на стыке образования и труда. Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно.

Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями РЭУ имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.

— Эти постоянные изменения и "переназывания" кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными, — пояснил Марков.

Окончательный и обновленный список — уже направлений, а не специализаций — должен появиться в начале декабря текущего года.



Комментарии

22.04.2013 11:53
unknown error

Бакалавр по работе с клиентами))))

22.04.2013 11:57
- гость -

На направления меняются не специализации, а специальности. Автор статьи - неуч. Или уже до того дореформировались, что у людей полная каша в голове. Интересно, а авторы реформ из Минобра сами в курсе, чем специализация от специальности отличается?

22.04.2013 11:58
sw

=
Нет, чтобы вести мировое образование за собой, быть всех впереди, мы разрушая лучшее, должны лечь под "мировые стандарты". Глупость!

22.04.2013 12:01
- гость -

=
Это означает, что будет такое же пятикратное сокращение кафедр и преподавателей...

22.04.2013 12:03
- гость -

Разумно. Образование - это единственная реформа, которую Путин проводит по-настоящему. Всё остальное - имитация бурной деятельности и перелицованный совок.

22.04.2013 12:06
- гость -

- гость -
22 апреля 2013 г.
12:01
>Это означает, что будет такое же пятикратное сокращение
>кафедр и преподавателей...

Нет, не означает. Во-первых, сократятся малочисленные и малопопулярные направления, где группа состоит из 5-10 человек. Во-вторых, преподаватели там те же самые, что у других групп - их никто не сократит. В-третьих, часы увеличатся за счет магистратуры.

22.04.2013 12:07
- гость -

Да,да, именно ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. Как мудрО. Академики.

22.04.2013 12:10
- гость -

- гость -
22 апреля 2013 г.
12:07
>ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Да-да, именно общие направления. Так и должно быть. Весь мир так учится и живёт лучше нас.

22.04.2013 12:13
- гость -

Хватит выпускать юристов и законотворцев... Нужно учить тех кто будет заставлять
соблюдать законы, а ненужные и неработающие законы уберет из справочников.
Сейчас никому нет дела до того насколько перепроизведено узких специалистов.
Можно просто учить в политехе ИТ-специалистов и менеджеров по качеству - работу они себе найдут.

22.04.2013 12:13
- гость -

- гость -
22 апреля 2013 г.
12:06
Во-первых, сократятся малочисленные и малопопулярные
направления,

правильно пишите!Я тоже считаю что для многих профессий образование не к чему...

22.04.2013 12:21
- гость -

- гость -
22 апреля 2013 г.
12:03
ты дурак? при "совке" было самое лучшее образование в мире! А вот при путлере не образование а одни бакланы!

22.04.2013 12:32
- гость -

Помните при совке заполняли в школе контурные карты?
Где-то помечали машиностроение, легкую промышленность, тяжелую промышленность,
станкостроение, приборостроение... Сейчас такие карты есть?
Или по замыслам ЕБНа все это делают кооперативы в которых работают бакалавры неточных наук?

22.04.2013 12:43
- гость -

количество нужных специальностей сокращается

22.04.2013 12:47
sw

=
гость
12:06
1 Вы, вероятно, не в курсе, что уже давно работает магистратура и поэтому количество часов не увеличится. В магистратуру сейчас набираем специалитет, так как бакалавров еще не выпускали. А количество часов, даже без этого сокращения специальностей просто рухнет, когда уйдет специалитет (сейчас обучаем специалистов и бакалавров одновременно). По этому поводу на последней конференции "Гарантии качества профессионального образования", которая проходила 19 апреля в АлтГТУ, Семкин Б.В. говорил о 50% снижении нагрузки.
2 При объединении кафедр и сокращении количества специальностей, естественно будет такое же сокращение количества преподавателей. Даже сейчас при сокращении численности студентов в группах происходит такое же сокращение и преподавателей. С 2009 года в политехе сократилось общее количество студентов на 17 процентов, на столько же сократилось и преподавателей.

22.04.2013 13:12
- гость -

А я бы еще Минобрнауки сократил в пять раз, а также в десять раз нынешнее бумаготворчество в ВУЗах

22.04.2013 13:44
- гость -

sw
22 апреля 2013 г.
12:47
>уже давно работает магистратура

Магистратура работает номинально. Выпускают одиночных магистров по принципу "лишь бы не закрыли магистратуру". До сих пор нет понимания, кто такой магистр. ВУЗовская среда воспринимает магистратуру не как профессиональную специализацию после общего курса бакалавриата, а как аналог аспирантуры. Студенты идут в магистратуру только лишь затем, чтобы получить диплом "не как у всех". В нынешнем виде это не магистратура, а саботаж реформы образования. Уверен, что систему приведут в порядок и магистратура заработает. Тогда там будет значительно больше студентов и, соответственно, преподавателей.
Насчет сокращения числа преподавателей с 2009 года - я не вижу этого массового сокращения. 17% - это прям техасская резня бензопилой должна быть. Между тем, появился новый корпус, добавился легион дистанционно обучающихся студентов. Пришло много молодых преподавателей. Среди уволившихся, по-моему, все были пенсионерами и я сильно сомневаюсь, что ушел каждый шестой.

22.04.2013 14:31
- гость -

Руководитель Центра образовательных разработок "Школы управления "Сколково" Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются. И есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет "не переписывать одну и туже бумажку".

Давайте всем в дипломе писать "предприниматель широкого профиля" !!!
Только дипломы, в которых в графе специальность значится "предприниматель" на работодателей уже как красная тряпка действуют. Этих "предпринимателей" у нас
псевдо-академии навыпускали... они логарифм единицы не знают что такое.

22.04.2013 14:41
sw

гость
13:44
В 12:06 "В-третьих, часы увеличатся за счет магистратуры"
---
1 Часы не увеличатся, они уже выданы на кафедры, так как открыта магистратура и она функционирует. Мы об этом говорим, а не о качестве магистратуры. Поэтому, не надо передергивать.
2 Число преподавателей напрямую зависит от числа студентов и числа преподаваемых дисциплин. Число студентов зависит от количества специальностей. При сокращении в пять раз количества специальностей, еще в большем количестве сократится количество дисциплин, отсюда и количество преподавателей. Ну это и козе понятно.

22.04.2013 15:19
- гость -

sw
22 апреля 2013 г.
14:41
>Часы не увеличатся, они уже выданы на кафедры,
>так как открыта магистратура и она функционирует.
Магистратуры пока работают по единичным направлениям. Бакалавриатов должно быть мало - это общая подготовка, а магистратур - много, т.к. это специализация. Сейчас абсолютно наоборот.
Корреляция между числом студентов и числом специальностей не очевидна. Студентов не станет ни больше, ни меньше. Они всё равно захотят где-то учиться, поэтому с ликвидированных специальностей будет отток на другие в том же ВУЗе. Одних программистов Политех готовит целую армию, с разным улоном: ИВТ, ПО, ПИ, ВСМКС, ЗИ, САПР, ПИЭ и еще бог знает сколько - есть из чего выбрать. Тем более, понятно, что закроют малопопулярные направления, которые и сейчас де-факто мертвые. Там нет ни специалистов, ни возможности проходить практику, ни тем для дипломных работ - ничего. А нет этого всего потому, что целые отрасли экономики давно мертвы и никому не нужны. Какой смысл тратить на них деньги государства?

22.04.2013 17:32
sw

гость
15:19 "что целые отрасли экономики давно мертвы и никому не нужны"
---
Вот есть в политехе такая специальность "Литейное производство". Вы знаете, каждый год в политех приходит уйма заказов от предприятий на таких специалистов. Количество заказов больше, чем выпускников по этой специальности, но ни один выпускник этой кафедры не работает по своей специальности.
Если формально рассматривать тот факт, что ни один выпускник кафедры "Литейное производство" не устроился на производство по своей специальности, то можно сказать, что эта отрасль мертва.
Аналогично, есть у нас медицинский университет, который выпускает врачей, но почему-то половина выпускников не работает врачами. Делаем "вывод": эта отрасль мертва и никому ни нужна.
Причину такого положения Вам объяснить или сами догадываетесь?

23.04.2013 16:07
- гость -

Полностью согласна с SW. А проблема еще и в том, что наше правительство позиционирует систему образования как двухуровневую и само себе противоречит, т.к. специалитет отменили, бакалавриат набрали, а сколько мест дали для магистратуры? Я не имею ввиду те, которые были открыты раньше, а для новых направлений. В том же политехе, многие кафедры в этом и следующем году будут выпускать первых бакалавров и что? Кафедры готовы обучать магистров, учебные планы и программы готовы, а где места? И куда идти выпустившимся бакалаврам? Не в том ли дело, что нашему государству не нужны ни специалисты, ни тем более магистры? Будем выпускать бакалавров, у которых в графе квалификация вместо инженер будет написано - техник.

Загрузка...
Войти     Зарегистрироваться
Имя
Архив новостей