У барнаульцев резко возрос интерес к истории родного города

У барнаульцев резко возрос интерес к истории родного города: все лето по старой части города водили экскурсии, люди интересуются и своими корнями, и прошлым Барнаула. Об этом пишет Олег Купчинский в газете "Вечерний Барнаул"

20 сентября 2013, 06:52, ИА Амител

Не ошибусь, если скажу, что интерес барнаульцев к истории родного города резко возрос. Все лето по старой части города водили экскурсии, люди интересуются и своими корнями, и прошлым Барнаула.

Памятник Ленину, стоявший на площади Октября, когда-то рукой указывал на гастроном "Под шпилем", что вызывало в народе немало шуток. Ильич там был в застегнутом пальто. Памятник на площади Советов – уже в расстегнутом. А напротив здания краевого суда – вождь и вовсе снял его, волоча, словно плащ тореадора. Эти и многие другие детали города открываются при неторопливом, внимательном изучении.

На одной такой экскурсии побывали и мы, сотрудники "Вечёрки". Было очень интересно. Захотелось пообщаться и с экскурсоводом. Анатолий ДМИТРИЕВ – не просто экскурсовод и сотрудник краевого информационно-аналитического центра, он историк, педагог, пропагандист истории Барнаула.

Пешком по барнаулу 

- Анатолий Викторович, чем вы объясняете такой всплеск интереса?

- Отчасти он инициирован активностью турфирм, которые предложили много новых интересных экскурсий. Все это осуществляется в рамках развития туристического Барнаула, реализации концепции культурной столицы юга Сибири. Но и роль экскурсоводов, их эрудиции, харизмы, умения привлечь внимание и пробудить интерес, конечно, не стоит преуменьшать…

- В Интернете тоже кипят страсти. Одни советуют организовать экскурсии по подвалам и промзоне. Другим было бы интересно больше узнать об истории публичных домов в XIX веке…

- Здесь вопрос целесообразности и нравственности. Не думаю, что посещение старых заброшенных предприятий было бы полезным для горожан. К тому же посещение закрытых, охраняемых объектов опасно. У нас есть масса других мест. По публичным домам – да, это исторические факты, и мы об этом упоминаем. Но не стоит акцентировать на них слишком много внимания. А вот тематические экскурсии о жизни, быте и развлечениях горожан XIX века вполне возможны.

Наиболее удачные экскурсии повторяются. Мы не водим экскурсантов большими группами, 20 человек для пешей экскурсии – оптимально. Иногда желают пойти человек 30-40. Но с таким количеством трудно работать, даже с громкоговорителем. Хорошо, когда в группе человек десять. Каждому можно показать иллюстративный материал, так называемый портфель экскурсовода, обратиться лично…

- А индивидуальные экскурсии бывают? Для гостей города или иностранцев?

- Конечно, в моей 15-летней практике такое бывало, эксклюзивки своеобразные. Приходилось английских туристов во- зить. Работали с переводчиком. Сначала я выдавал порцию информации – она переводила, гость кивал, мол, все понял, – потом я продолжал. Это было непросто. Стихи о Барнауле я уже не мог им читать – это сложно переводить

- И какая реакция была у иностранцев?

- Англичанка спрашивала, насколько память о войне жива у молодых барнаульцев… Когда на гастроли приезжают звезды, их пытаются в свободное от выступлений время познакомить с городом. Проводил экскурсию для фигуристов Бережной и Сихарулидзе. Они искренне интересовались городом. Бывают командированные, представители силовых структур. Принимающая сторона устраивает им короткие автобусные экскурсии по городу. Хотя я убежден, что пешие прогулки по Ленинскому проспекту лучше помогают понять город, его историю и ауру.

- А наше молодое поколение чем интересуется?

- В группах последнее время много молодежи. Их интересуют репрессии в истории города, окраины. Краеведение в школьной программе сегодня сведено к минимуму, во многих школах его заменили программой дополнительных часов по обществознанию. Один час в неделю – не очень серьезная возможность представить Барнаул. Я в своей педагогической практике всегда стремился выкроить время за счет аудиторных часов, повести ребят на Демидовскую площадь, чтобы увидели все воочию. А потом все разобрать в классе…

Этому я посвящал и созданные в содружестве с талантливым оператором Иваном Дороговцевым образовательные фильмы о Барнауле. Надеюсь, они будут в каждом учебном заведении: их уже прокручивают в аэропорту, в пригородных поездах и автобусах. Фильмы 15-минутные – история Горной аптеки, Демидовской площади, Дмитриевской церкви, используются уникальные материалы, хроники прежних лет.

Есть такой проект компании "Джейн- тур" – "Будь туристом в родном городе": приходят старожилы и удивляются – надо же, жили здесь, ходили по этим улицам, но многого не знали!

Яркие личности 

- Почему россияне все еще слабо идентифицируют Барнаул? То думают, что он где-то под Иркутском или в Казахстане, то путают с Республикой Алтай…

- Если говорить о Москве, у них все, что за Уралом, – не понятно где. Но сейчас понемногу открывают для себя наш город и регион. Вот я вожу людей в Горный Алтай – некоторые едут с такой подготовкой! Не дай бог пропустишь пазырыкские курганы – иные говорят: "Мы же проезжали рядом с ними, Анатолий, давайте вернемся назад!".

Большой интерес к Барнаулу у новосибирцев. У них скудновато со старой историей, история их города началась в 1893 году. А у нас видят изюминку, традиции горнозаводского производства.

- А не обидно бывает, когда в массовых группах люди не слушают, только фотографируются?

- Такое бывает в сборных группах, но многое от таланта экскурсовода зависит, конечно.

- А у нас много в городе оригинальных, интересных памятников?

- Могло быть и больше. Омск, к примеру, знаменит своим сантехником, в Томске любовник на балконе висит, есть Чехов глазами пьяного обывателя… В Рубцовске недавно появился "Конь в пальто". Оригинально.

- Вот вы в конце экскурсии даете людям с телефона послушать алябьевского "Соловья" в исполнении нашей землячки певицы Риты Штрайх…

- Да, она уроженка Барнаула, родилась в семье военнопленного австрийца и русской женщины, покинула Барнаул, чтобы прославить город на мировых оперных подмостках. Барнаул может гордиться такими разбросанными по всему миру историями…

Развилки истории 

- Какой факт или событие в истории Барнаула вас взволновали, потрясли?

- Тот же пожар, когда сгорела старая часть города, – печальная история. Перед революцией, гражданскими войнами он стал разрушительным, город очень долго восстанавливался. Историки считают, что иным городам в некотором смысле повезло – они сгорели вовремя, не за полгода до революции. Как Иркутск, который из деревянного был отстроен в каменный, с ровными проспектами. И мы там видим купеческие кварталы, многоэтажные старинные дома. Нам в этом смысле печально не повезло – разруха, нехватка жилой площади, землянки… Город прошел тяжелый долгий путь восстановления. И не все удалось восстановить. Многое решили в свое время не восстанавливать – тот же крупнейший Пассаж Смирнова, располагавшийся от ул. Пушкина до ул. Гоголя. Но вдохновляет история помощи Барнаулу, когда для погорельцев всем миром буквально c кружкой собирали деньги в Томске, Новониколаевске, Омске, чтобы поднять город.

- А есть же, как говорится, развилки истории. Вот если бы решили в свое время Транссиб строить у нас, а не в Новониколаевске, у города был бы другой вектор развития и иная, более счастливая судьба?

- Да. Но железная дорога не прошла и в Томске, а маршрут выпал на деревню Кривощёково – будущий Новониколаевск. И рос город такими темпами, что население превысило миллион быстрее, чем в Чикаго… В истории городов так бывает – иногда они откатываются в своем развитии назад, иногда быстро двигаются вперед. Один росчерк пера менял историю городов…

- Сереброплавильный завод будет восстановлен?

- Не сомневаюсь, что нужно его восстанавливать. Город – обладатель такого памятника истории уникален.

- Будут ли у нас когда-нибудь водить по городу, скажем, группы японских бабушек-туристок?

- Надо постараться, чтобы Барнаул стал настолько привлекательным. Определенный объем туристов мы должны привлекать за счет потока в Горный Алтай. Чтобы люди не сразу ехали на отдых, а на несколько дней задерживались у нас. Многое и от сервиса, гостиниц зависит. От обилия сувенирной продукции. Московские туристы, часто вижу, покупают на память большие расписные тарелки с видами старого Барнаула. Это тоже популяризация города.

- Но еще не все тайны города открыты?

- Если они не в архивах, то еще поле есть для открытий, конечно. Когда восстанавливали Горную аптеку, нашли не известные ранее помещения, рецепты, аптечные ярлыки на склянках…

- Все-таки чему нас учит история родного города?

- История не всегда учит, а открывает и дает понимание. А пытливых и ответственных учит понимать, что город – живое существо: сколько тут было культурных слоев и судеб! Яркие личности жили, трудились, творили, любили. Город – как человек, живет своей жизнью. И понятно, что надо знать и любить свою малую родину.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров